Центр психологии и нейропсихологии Натальи Медведевой — Нейропсихологическая диагностика

Примеры нейропсихологических диагностических методик

Ниже приводятся примеры методик, часто используемых в нейропсихологической диагностике. Помимо решения специфических для каждой методики диагностических задач, характер выполнения предложенных заданий позволяет оценить универсальные особенности деятельности ребенка: усвоение инструкций, целенаправленность действий, способность замечать и исправлять собственные ошибки, работоспособность и другие.

Копирование фигуры
Предлагается для копирования нарисованная геометрическая фигура сложной структуры. Методика направлена на оценку уровня развития пространственных представлений, то есть способности ориентироваться в различных пространственных характеристиках объектов и окружающей среды. То, как ребенок копирует фигуру, отражает фактически то, как он ее видит, и характер допускаемых ошибок позволяет выявить «слабое звено» в пространственных представлениях. Например, могут искажаться пропорции, вся фигура или ее части поворачиваться на 90 и 180 градусов, отдельные детали оказаться не на своих местах.

Реципрокная координация
Методика состоит в поочередном выполнении определенных движений левой и правой рукой. Согласованность движений, четкость чередования указывают на хорошо сформированное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга. Также оценивается возможность совершать плавные действия, легко автоматизировать предложенную программу, что является важной характеристикой развития двигательной сферы ребенка.

Запоминание 10 слов
Задание состоит в заучивании на слух списка из десяти случайных слов. Всего предоставляется пять попыток. Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, произвольного внимания: все эти характеристике отражаются в динамике воспроизведения списка слов от попытки к попытке, а также при отсроченном воспроизведении через час после заучивания.

Реакция выбора
Предлагается два условных сигнала, каждому из которых соответствует определенное действие, которое нужно совершить (например, при звуке свистка – топнуть ногой). Затем оба сигнала несколько раз предъявляются в строгой очередности, после чего очередность без предупреждения нарушается. Методика направлена на оценку умения усваивать речевую инструкцию, осуществлять постоянный контроль за своими действиями, оттормаживать импульсивные действия, замечать и исправлять допущенные ошибки.

Графическая проба
Предлагается нарисовать продолжение «заборчика», состоящего из чередования двух элементов, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Выполняемые движения при этом максимально приближены по своему характеру к письму. Оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Читайте также:  Как Постинор влияет на месячные У гинеколога

Динамический праксис
Предлагается воспроизвести последовательность из трех движений кисти руки. Оценивается усвоение двигательных программ, способность к плавной организации движений, что одновременно характеризует состояние как двигательной сферы, так и произвольной регуляции.

Праксис позы пальцев
Предлагается воспроизвести по образцу определенное положение пальцев руки (например, большой и мизинец образуют кольцо). Данная методика направлена на оценку сформированности тонких, точных движений рук, а также ориентировки в пространстве собственного тела.

Пробы Хэда
Предлагается воспроизвести предъявляемые сидящим напротив человеком позы (например, рука касается кончика носа). При этом в инструкции указывается, что если предъявляется действие правой рукой, то и ребенок должен совершить действие правой, а не действовать по принципу зеркального отражения. Оценивается ориентировка в пространстве собственного тела и способность осуществлять пространственную перешифровку позы рук. Успешность выполнения задания также во многом зависит от качества произвольной регуляции деятельности.

Наложенные и перечеркнутые изображения
Предъявляются изображения различных предметов, перечеркнутые линиями, а также наложенные друг на друга изображения нескольких предметов. Требуется опознать и назвать все изображения. Методика представляет собой исследование зрительного восприятия, в котором оценивается способность к зрительному анализу и синтезу, то есть способность как выделять части объекта, так и воспринимать целостный образ.

Незавершенные изображения
Предлагаются нарисованные на половину изображения различных предметов, по которым нужно угадать предмет. Таким образом оценивается сформированность целостных зрительных образов различных объектов, качество переработки зрительной информации.

Глава 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Глава 3. МЕТОДЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

§ 1. Двигательные функции

Кинестетический праксис

1. А) Праксис поз по зрительному образцу. И.: «Делай, как я».

Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных ниже поз пальцев (рис. 2), которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

Б) Праксис поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.

Читайте также:  Тема 3 Микроскопические методы исследования

2. Перенос поз по кинестетическому образцу. И.: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке». Образцы поз и условия те же.

Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей — с правой на левую), а затем наоборот (с левой на правую).

3. Оральный праксис. И.: «Делай, как я». Эксп. выполняет следующие действия: улыбка, вытягивание губ в трубочку; язык высунут прямо, поднят к носу, эксп. проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и т. п.

Каждое движение воспроизводится ребенком.

Вариантом может быть выполнение этого теста по инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка вследствие недостаточности понимания и т. п.

Кинетический (динамический) праксис

1. «Кулак — ребро — ладонь». И.: «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 3); меняются лишь позы, сама рука не меняет месторасположения.

Два раза вы делаете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро — ладонь — кулак».

2. Графическая проба «Заборчик».

Вы рисуете ребенку образец:

И.: «Продолжи узор, не отрывая карандаш от бумаги». Условия те же, что и в пункте 1.

3. И.: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».

4. Реципрокная координация рук.

И.: «Положи руки так же на стол (рис. 4). Делай, как я». Несколько раз вы делаете задание вместе с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.

5. Оральный кинетический праксис. И.: «Делай, как я».

Эксп., например: 1) несколько раз щелкает языком, 2) дважды свистит и щелкает языком; хмурится и улыбается; 3) дотрагивается языком до левого, затем — до правого угла рта, затем надувает щеки.

Читайте также:  Грудничок плохо спит ночью и часто просыпается – какие причины и что делать 2020

Вариантом этого теста является выполнение аналогичных действий по речевой инструкции.

Пространственный праксис

1. Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.

Рис. 5 После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.

Нейродиагностика детей методики

Анализ результатов неиропсихологического исследования представляет определенные трудности. Для упрощения задачи исследователя разработана специальная формализованная схема (Приложение 2), в которой, на основании опыта неиропсихологического обследования детей, приводятся наиболее значимые нарушения проб, а также их психофизиологическая трактовка и возможная локализация функциональной недостаточности в коре больших полушарий. Учитывая направленность серии проб на исследование определенной функции, выявленные нарушения носят суммарный характер, обобщая результаты исследований не отдельной пробы, а отдельной функции.
o Так, нарушения кинестетического праксиса (пробы 1 — 14) могут иметь 6 вариантов с 1.1. до 1.6. (в нумерации — нарушений принят код, в котором первая цифра соответствует номеру функций, вторая — нарушению, а третья — выполнению пробы правой или левой рукой). В зависимости от характера нарушения функций варьируется психофизиологическая оценка: например, нарушения кинестетического праксиса могут быть обусловлены нарушением кинестетической основы движений, oодносторонней пространственной агнозией, нарушением межполушарного взаимодействия, инертностью движений. В соответствии с психологической оценкой локализация церебральной дисфункции может существенно различаться, обнаруживая заинтересованность правого или левого полушария, межполушарных комиссур, лобной, височной, теменной и затылочной долей или их сочетайте поражение.
Таким образом, интерпретация результатов ненропсихологического исследования строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов. Она определяет необходимость выделения основного дефекта, лежащего в основе этого нарушения, который приводит к появлению комплекса симптомов, составленного из внешне разнородных, но на самом деле внутренне связанных друг с другом проявлений. Уже результаты исследования первой функции (кинестетический праксис) позволяют обозначить определенную «территорию» дисфункции в мозге, oтак же

Ссылка на основную публикацию
Центр Лазерной Медицины отзывы, Краснодар, ул
Центр лазерной медицины, Краснодар Многопрофильная клиника Центр Лазерной Медицины - это референтный центр немецкой фирмы CARL ZEISS MEDITEC самого крупного...
Цветовой показатель крови; понижен у ребенка причины, норма, лечение
Что делать, если цветовой показатель крови понижен у ребенка Как всем известно, человеческая кровь состоит из трех основных и немаловажных...
Цветок Эхинацея описание, уход, лечебные свойства
Эхинацея: лечебные свойства, применение, рецепты чая и настоя Наверняка у многих в саду растет многолетнее и очень красивое растение —...
Центр планирования семьи и репродукции, Санкт-Петербург — «Если бы все наши больницы и медперсонал б
Выбираем центр планирования семьи и репродукции: частные и государственные клиники Москвы Благодаря достижениям репродуктивной медицины все больше пар получают шанс...
Adblock detector