Чему учить ребенка 3 лет Вместо букв и цифр – прятки и игры с мячом Азбука воспитания

Ребенку 3 — 5 лет. Что зависит от родителей?

Любой родитель хочет быть достаточно хорошим для своих детей. Любому родителю хочется, чтобы ребенок его любил, слушал, слышал, понимал и уважал, как минимум. Однако, каждый ли родитель задумывается, в какой степени он сам транслирует и демонстрирует ребенку собственное уважение к нему, внимание и умение слышать его, понимание его потребностей и желаний. Роль родителя осложняется еще и тем, что ребенок непрерывно растет, меняется и то, что было нужно ему от Вас год назад, уже совсем не актуально. Мы не имеем в виду материальные блага, а скорее говорим о поведении, количестве и качестве внимания, форме и количестве родительской любви и опеки, которые необходимы ребенку для успешного решения своих жизненных задач или «задач возраста», как говорят психологи.

В этой статье хотелось бы осветить задачи развития, которые ребенок решает в период от трех до пяти лет. Считается, что за этот период ребенок впитывает и осваивает больше, чем за все последующие годы. За два года он проходит большой путь в овладении речью, совершенствуется работа его опорно-двигательного аппарата, мелкая моторика. Идет мощная дифференциация клеток коры головного мозга. И несмотря на то, что в этом возрасте ребенок становится более автономным от родителей (начинает ходить в сад, активно заявляет о своей самостоятельности), роль близких взрослых неизмеримо важна в развитии ребенка. Итак, разберем основные моменты, на которые родителям детей от трех до пяти следует особенно обращать внимание.

Развитие речи в этот период особенно важно, поскольку именно она пронизывает все психическое развитие ребенка. Речь выступает как инструмент общения и является условием для развития познавательной деятельности и личности ребенка. Именно с трех лет ребенок начинает интересоваться совместной игрой со сверстниками, и в этом случае речь выступает как механизм социализации. Помимо накопления словарного запаса, тренировки отдельных звуков, обогащения речи глаголами, прилагательными и предлогами, необходимо целенаправленно развивать контекстную (пересказ) и объяснительную речь. Попросите ребенка рассказать Вам, что происходило в мультике, который Вы не успели посмотреть или сказку, которую вы забыли. Старайтесь не оставлять без внимания детские вопросы, объясняйте ребенку те или иные явления, а также просите его объяснять, например, поступки героев мультика или свои действия.

Ближе к трем годам ребенок начинает проявлять свою самостоятельность, стремиться сделать все по своему, готов отделяться от мамы, выражая большой интерес к игре со сверстниками. Не случайно большинство детей начинают ходить в детский сад именно в этом возрасте. Важно помнить, что у них практически нет опыта, как взаимодействовать со сверстниками, как вместе играть и во что. И задача взрослого – помочь ребенку этот опыт приобрести. Старайтесь организовать среду для взаимодействия с друзьями, мягко сопровождайте и учите малыша, как знакомиться, предлагать игры, как играть вместе, делиться игрушками, просить поделиться в ответ, ждать своей очереди. Это очень важные социальные навыки, которые ребенок может приобрести при чутком участии взрослого. Позже, с четырех — ближе к пяти годам, совместная игра детей становится очень разнообразной и все более сложной. Расширяется ролевой репертуар, сюжеты становятся насыщенней. Сложнее становятся и отношения друг с другом: появляются любимые друзья, «недруги», они отмечают положительное и отрицательное поведение сверстников, оценивают других.

Игра становится ведущим типом деятельности – именно в ней происходит познание, развитие, обучение, именно она выступает как мотивирующий фактор. Важно учить ребенка играть – показывать, как действовать с игрушкой, расширять возможности ее применения. Самостоятельная игра ребенка может остаться очень скудной. Появляется сюжетно-ролевая игра, сначала в простых повторяющихся действиях, которые затем все больше насыщаются сюжетами. Помогайте малышу, привносите в игру новые сюжеты – вот машинка проехала круг, кукла попросила ее прокатить, потом она захотела кушать – готовим для нее обед, укладываем спать.

В это время ребенок смело экспериментирует с личностными границами: как много он может требовать от родителей, как далеко заходить в своих желаниях, что ему будет за невыполнение инструкций взрослого. Важно, чтобы границы, нормы и правила были в жизни ребенка, чтобы он знал, что есть взрослые, способные его ограничивать и защищать. Очень важно, чтобы у взрослых были единые, последовательные требования к ребенку, которые должны быть:

  1. Разумными (не стоит настаивать там, где это не принципиально и можно уступить)
  2. Понятны ребенку (необходимо объяснить, почему что-либо делать нельзя — например, сказать, что это опасно, что Вы переживаете за него; и где возможно предложить какую-то альтернативу)
  3. Последовательными (что нельзя сегодня, то нельзя ВСЕГДА, идти на уступки стоит только в исключительных случаях, иначе, уступив один раз, Вам будет легко поддаться на уговоры и во второй);
  4. Едиными для всех членов семьи, вся семья должна придерживаться единого стиля воспитания (не должно быть такого, чтобы, например, мама запрещала дочери что-то, а бабушка, в тайне от нее, позволяла нарушать запрет, балуя внучку).

Однако, необходимо соблюдать баланс и стараться прислушиваться к ребенку, показывать ему, что его потребности и мнение важно для взрослых и они готовы его учитывать. Позволяйте малышу проявлять инициативу, самостоятельность, активность в познании окружающего мира.

Читайте также:  У меня умерла собака ВКонтакте

Также стоит помнить о личном примере, модели поведения, которую ребенок в этом возрасте копирует абсолютно. Отслеживайте, что Вы делаете, что говорите, с какой интонацией, как общаетесь не только с ребенком, но и с другими членами семьи, друзьями, окружающими. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был вежливым и говорил «волшебные» слова, то и Вы должны обязательно здороваться при встрече, говорить «до свидания» при прощании, не забывать благодарить (и ребенка тоже!) и т.д. Такое же правило касается и каких-то навыков, которым мы хотим ребенка обучить – в первую очередь мы должны сами делать так, как надо всегда, ну или почти всегда! Если Вы хотите, чтобы ребенок убирал за собой игрушки, всегда прибирайте свои вещи!

Крупная моторика ребенка в этом возрасте позволяет ему чувствовать себя свободно и уверенно при выполнении различных жизненных «упражнений»: прыгать, бегать, залезать на лестницу и слезать, стоять на одной ноге и т.д. Современные родители зачастую очень увлекаются интеллектуальным развитием ребенка, забывая о развитии общей моторики. Тем не менее, ее вклад в целостное гармоничное развитие ребенка достаточно велик. Благодаря хорошо развитой крупной моторике, ребенок становится ловким, сильным, а как следствие смелым, стремится к достижениям, и просто здоровым. Предоставляйте малышу больше свободы в движении, меньше беспокойтесь, выставляйте разумные ограничения по безопасности. Если есть возможность, поставьте дома спортивный комплекс, вместе с ребенком придумывайте новые интересные упражнения-приключения, ходите гулять на площадки, по возможности посещайте бассейн или танцы.

Мелкая моторика ребенка активно развивается, набирает обороты и творческое мышление (воображение, фантазия, представление). Вместе с малышом можно получать большое удовольствие от рисования различными способами (кисточкой, пальчиками, ватной палочкой, карандашами, мелками и т.д.) и различными материалами (краски, ), лепки из пластилина, воска, глины, делая небольшие поделки из природных материалов, аппликаций. Занимаясь подобными делами, Вы развиваете ребенка сразу в нескольких направлениях: творческое мышление, мелкая моторика, саморегуляция, свобода самовыражения, расширение словарного словаря, укрепляете самооценку, и, что наиболее важно, поддерживаете с ребенком теплые, эмоциональные взаимоотношения.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Все для раннего Развития Детей

Страницы

  • Главная страница
  • Дети до 1 года
  • Дети от 1 до 2 лет
  • Дети от 2 до 3 лет
  • Дети от 3 до 4 лет
  • Дети от 4 до 5 лет
  • Дети от 5 до 7 лет
  • Мир Вокруг Нас
  • Здоровье Детей
  • Математика-Логика
  • Азбука-Грамматика
  • Английский для Детей
  • Развивающие КНИГИ
  • Развивающие Игрушки
  • Раскраски
  • Сайт

Дети от 3 до 4 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 3 до 4 лет.
Что должен знать и уметь 3 летний ребенок.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 3 до 4 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.
Математика
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок должен уметь владеть понятиями: один — много, большой — маленький, высокий — низкий и т. д.
3. Ребенок должен знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок должен уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок должен уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок должен уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок должен уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок должен уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок должен уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок должен уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок должен уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок должен уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок должен уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок должен находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок должен уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок должен уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок должен уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок должен знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок должен уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок должен знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок должен уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок должен знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок должен знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок должен знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок должен иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок должен знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок должен уметь называть явления природы — дождь, снег, ветер.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок должен уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок должен уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок должен знать основные правила гигиены.

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Читайте также:  7 лучших ноотропных препаратов

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

3 года: кризис трех лет

В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

В этом возрасте ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Учите его разными способами разрешать конфликты.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, необходима консультация логопеда, невропатолога и психолога.

Он легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Не забывайте про регулярные медосмотры : с этого момента их можно проходить раз в год, но не реже.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики — способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

♦ Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

♦ Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

♦ Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

♦ Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

♦ Ловит и пинает мяч.

♦ Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

♦ Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки, хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений.

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

♦ Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

♦ Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

♦ Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

♦ Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Как правило, ребенок уже умеет выстраивать диалог: он охотно отвечает на вопросы окружающих, спрашивает сам, в его речи появляются вежливые слова и восклицательные интонации. В этом возрасте он уже может вербально описать свое состояние, рассказывать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов — логопеда, невропатолога, психолога.

Читайте также:  Аминокапроновая кислота инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – оп

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, о н пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

«Кризис трех лет» – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее – тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

Ссылка на основную публикацию
Чем полоскать зуб при боли
Чем снять зубную боль в домашних условиях - препаратами и народными средствами. Как снять зубную боль дома Любой человек, которого...
Чем опасны выделения при гематоме при беременности коричневые и бежевые
Фото сгустков при беременности Женщина с особым трепетом относится к известию о собственной беременности. Внутри нее начинает развиваться новая жизнь,...
Чем опасны гормональные мази и крема для лица показания к применению, побочные эффекты, классификаци
Чем опасны гормональные мази? Мазь на основе гормонов: быстрый эффект или кратковременное явление? Чудодейственное оружие, которое поможет справиться с рядом...
Чем полоскать полость рта при воспалении десен и от запаха LISTERINE® (ЛИСТЕРИН®)
Как лечить воспаление десен в домашних условиях Красные кровоточащие десны, болезненность при надавливании – типичные признаки гингивита. Заболевание встречается у...
Adblock detector