Что показывает ЭЭГ головного мозга, расшифровка энцефалограммы

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

  • Главная
  • /
  • Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга. Биоэлектрическая активность мозга

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Психолог Одинцова Анна Николаевна

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Детский психолог Кислова Варвара Андреевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Нейропсихолог Трофимова Александра Константиновна

Детский психолог Рубанова Кристина

4.2.3. Биоэлектрическая активность мозга

Специфика пространственно-временной организации ритмических составляющих ЭЭГ, анализ фоновой и вызванной электрической ак­тивности мозга позволяют выявить характер функционального созре­вания подкорковых структур, определенных отделов коры в разные возрастные периоды. Так, снижение с возрастом тета-ритма в ЭЭГ свидетельствует об уменьшении роли неспецифических подкорко­вых структур в генезе биоэлектрической активности. Увеличение вы­раженности основного ритма биоэлектрической активности — альфа- ритма и формирование его пространственной организации отражает созревание коры больших полушарий.

Анализ электрической активности мозга выявил, что в раннем постнатальном периоде наиболее функционально зрелыми являются мезодиэнцефальные структуры мозга, относящиеся к первому функцио­нальному блоку мозга (Новикова Л. А. и др., 1975).

Основные периоды, которые можно охарактеризовать как пере­ломные в динамике изменений альфа-ритма — это 6 лет, 9-10 лет. В период полового созревания (12-14 лет) возникают регрессив­ные отклонения в ЭЭГ за счет усиления мощности тета-активности. Пространственная синхронизация ритмов ЭЭГ покоя, свойствен­ная взрослым, формируется по завершении этого периода. Это отражает становление зрелого типа структурно-функциональной организа­ции мозга, характерной для состояния спокойного бодрствования (Алферова В. В. и др., 1990).

Работа первого функционального блока мозга связана с двумя ос­новными видами активации:

1) общей, генерализованной, адресованной ко всему мозгу (обеспе­чивается подкорковыми отделами первого блока мозга и лежит в основе функциональных состояний);

2) специфической, локальной, направленной к конкретным струк­турам (обеспечивается корковыми отделами первого блока мозга и выступает основой для осуществления психических функций) (Хомская Е.Д., 2002).

Основные изменения в системе активации мозга также происходят постепенно. Первоначально фиксируется общая генерализованная форма активации мозга. К 7-10-летнему возрасту происходит пере­ход от генерализованной к регионарно-специфической форме актива­ции. В 11-14 лет наблюдается регрессивная динамика в функциониро­вании регуляторной системы, связанная с изменением гормонального профиля организма. С 14-15 лет происходит восстановление реактив­ности активационной системы и приближение характера ее функцио­нирования к взрослому уровню (Горев А. С., 1990).

Центральные отделы анализаторных систем располагаются во вто­ром функциональном блоке мозга. Все анализаторные системы способ­ны к функционированию с первых дней жизни ребенка, но к моменту рождения наименее готовыми оказываются дистантные анализаторы.

Наиболее хорошо в настоящее время проанализировано становле­ние зрительной системы.

Согласно психофизиологическим данным, существенные перестрой­ки зрительного восприятия происходят в период от 3-4 к 6-7 годам.

Вызванные потенциалы (ВП) в проекционной корковой зоне на про­стые и оформленные зрительные стимулы, которые обнаруживаются у новорожденного ребенка, сначала носят локальный характер и мо­гут расцениваться как сенсорно-специфический ответ. Они отражают наличие ощущения и возможность первичного анализа стимула.

К концу первого года жизни структура ВП становится близкой к та­ковой у взрослого, к пятилетнему возрасту сокращаются и временные параметры вызванного ответа (латентный период и длительность от­дельных фаз).

В 3-4-летнем возрасте структура ВП в каудальных областях коры имеет сходный характер в ответ на сложно структурированные стиму­лы. Это может свидетельствовать об одинаковой задействованное™ проекционной коры и заднеассоциатпивных областей (зона ТГЮ) в их анализе, то есть заднеассоциативные отделы, также как и первичные поля, выполняют сенсорную функцию, дублируя функцию проекци­онной зоны.

После 5-6 лет структура вызванного потенциала в ТПО становится не всегда сходной со структурой ВП в проекционной зоне. Это соот­ветствует психологическим и психофизиологическим данным, в соот­ветствии с которыми в 5-7 лет происходят существенные сдвиги в зри­тельном восприятии, связанные с облегчением процесса выработки эталонов, в том числе на сложные, ранее незнакомые стимулы.

После 9-10 лет происходит удлинение времени обработки сложных сенсорных стимулов, которое следует рассматривать как результат со­вершенствования межцентральной интеграции в отдельных звеньях зрительной системы.

В 9-11-летнем возрасте отмечается вовлечение в опознание лобной области (третий функциональный блок мозга), которое сохраняется в ходе дальнейшего онтогенеза.

Созревание передней ассоциативной области коры создает возмож­ность регуляции сенсорных процессов (А. Р. Лурия) при решении пер­цептивной задачи. Так, в возрасте 3-4 года, несмотря на усвоение деть­ми словесной инструкции, выполняющей регулирующую роль, она не выполнялась и ее введение не влияло на параметры ВП. Изменения возникали начиная с 4-5-летнего возраста, а существенные измене­ния в произвольной организации отмечены с 6-7 лет. Начиная с 9- 10 лет введение мобилизующей инструкции приводит к четким из­менениям параметров ВП в ассоциативной и проекционной зонах. Возможность избирательного вовлечения корковых зон в процессы восприятия совершенствуется до 14-15-летнего возраста.

Важную роль в зрительном восприятии имеют не только внутриполушарные особенности реализации зрительных операций, но и межполушарные взаимодействия. Интенсивное развитие мозолистого тела начинается в дошкольном возрасте, и, по некоторым данным, су­щественные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а теменных зон с перед нецентральными структурами. В 6 лет отмечается усиление межполушарных функциональных связей заты­лочных и височных областей, специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциативных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лоб­ной корой (Развитие мозга ребенка, 1965; Бетелева Т. Г., 1975, 1990; Фарбер Д. А. и др., 1988,1990,1997,1998).

Формирование функциональных систем подразумевает наличие связей между различными мозговыми центрами.

В работах А. Н. Шеповальникова и др. (1997) сформулирована ги­потеза об относительно независимом и гетерохронном становлении в ходе онтогенеза у детей двух функционально различных систем свя­зей коры больших полушарий. На начальных этапах развития мозга ребенка координированная деятельность кортикальных структур обеспечивается в значительной мере за счет наличия к моменту рож­дения относительно зрелых, генетически детерминированных связей.

Читайте также:  Рейтинг лучших кремов под подгузник — ТОП 5

Они ответственны за процессы дистантной (связывают отдаленные центры) интеграции нервной активности кортикальных полей в целост­ную деятельность мозга, то есть формируют основной «каркас» единой распределенной системы мозговой активности. Это система «длинных» связей.

Другая система представлена относительно короткими межкорти­кальными взаимосвязями («короткие» связи). По-видимому, именно эта, менее жесткая и более пластичная, система связей ответственна в большей мере за обеспечение процессов обучения и гибкого приспо­собления организма к окружающей среде.

Полученные ими результаты позволяют оценить роль церебраль­ных структур и связывающих их волокон, которые уже на ранних стадиях постнатального развития оказываются наиболее существенны­ми для обеспечения устойчивой интеграции биоэлектрической актив­ности в целостную динамическую систему.

Система «длинных» связей, в первую очередь, через комиссуральные структуры соединяет билатерально, симметрично расположенные отделы неокортекса. Во вторую очередь, она обеспечивает продольные взаимосвязи структур, расположенных в пределах каждого из полу­шарий (рис. 4.2)

В частности, у младенцев с врожденным отсутствием мозолистого тела отмечается низкий уровень межполушарной когерентности. У детей 10- 14 лет с таким дефектом при сохранной способности к обучению и небольшом снижении IQ наблюдается компенсаторное развитие гиперфункции левого полушария и повышение внутриполушарной когерентности ЭЭГ в левом полушарии при выраженном снижении в правом полушарии.

Наличие действующих межполушарных связей на ранних этапах онтогенеза является, таким образом, важным условием для обучения и развития познавательных способностей младенцев. Возраст 6-7 лет рассматривается как переходный к стадии «полноразмерного» межполушарного взаимодействия.

В целом можно говорить, что в ходе постнатального онтогенеза происходит опережающее развитие не только определенных цереб­ральных структур, но и тех волокнистых систем, которые формиру­ют процессы глобальной интеграции деятельности мозга в единую распределительную систему. В первую очередь это «длинные», ассо­циативные и транскаллозальные волоконные системы, составляющие своеобразный продольно-поперечный «каркас» неокортекса. Вероят­но, определенная зрелость этих путей существует уже в первые дни жизни ребенка.

Наиболее жестким и специализированным звеном в коре больших полушарий являются проекционные зоны, осуществляющие анализ сенсорной информации. Ассоциативные отделы коры, наряду с пере­работкой, хранением информации, формированием планов и про­грамм деятельности играют важную роль и в организации межцент­рального взаимодействия, в особенности его динамической формы. Обладая широкой системой афферентных и эфферентных связей с другими корковыми структурами и лимбико-ретикулярным комп­лексом, ассоциативные отделы принимают участие в регуляции фун­кционального состояния и реактивности различных мозговых образо­ваний и являются’организующим звеном в системе межцентральной интеграции. Особенно велика в этом роль переднеассоциатнвных от­делов (Фарбер Д. А., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1998).

Расшифровка показателей электроэнцефалограммы (ЭЭГ) головного мозга

С помощью метода электроэнцефалографии (аббревиатура ЭЭГ), наряду с компьютерной или магнитно-резонансной томографией (КТ, МРТ), изучается деятельность головного мозга, состояние его анатомических структур. Процедуре отведена огромная роль в выявлении различных аномалий методом изучения электрической активности мозга.

ЭЭГ – автоматическая запись электрической активности нейронов структур головного мозга, выполняемая с помощью электродов на специальной бумаге. Электроды крепятся к различным участкам головы и регистрируют деятельность мозга. Таким образом осуществляется запись ЭЭГ в виде фоновой кривой функциональности структур мыслительного центра у человека любого возраста.

Выполняется диагностическая процедура при различных поражениях центральной нервной системы, например, дизартрии, нейроинфекции, энцефалитах, менингитах. Результаты позволяют оценить в динамике патологии и уточнить конкретное место повреждения.

ЭЭГ проводится в соответствии со стандартным протоколом, отслеживающим активность в состоянии сна и бодрствования, с проведением специальных тестов на реакцию активации.

Взрослым пациентам диагностика осуществляется в неврологических клиниках, отделениях городских и районных больниц, психиатрическом диспансере. Чтобы быть уверенным в анализе, желательно обратиться к опытному специалисту, работающему в отделении неврологии.

Детям до 14 лет ЭЭГ проводят исключительно в специализированных клиниках врачи педиатры. Психиатрические больницы не делают процедуру маленьким детям.

Что показывают результаты ЭЭГ

Электроэнцефалограмма показывает функциональное состояние структур головного мозга при умственной, физической нагрузке, во время сна и бодрствования. Это абсолютно безопасный и простой метод, безболезненный, не требующий серьезного вмешательства.

Сегодня ЭЭГ широко применяется в практике врачей-неврологов при диагностике сосудистых, дегенеративных, воспалительных поражений головного мозга, эпилепсии. Также метод позволяет определить расположение опухолей, травматических повреждений, кист.

ЭЭГ с воздействием звука или света на пациента помогает выразить истинные нарушения зрения и слуха от истерических. Метод применяется для динамического наблюдения за больными в реанимационных палатах, в состоянии комы.

Норма и нарушения у детей

  1. ЭЭГ детям до 1 года проводят в присутствии матери. Ребенка оставляют в звуко- и светоизолированной комнате, где его кладут на кушетку. Диагностика занимает около 20 минут.
  2. Малышу смачивают голову водой или гелем, а затем надевают шапочку, под которой размещены электроды. На уши размещают два неактивных электрода.
  3. Специальными зажимами элементы соединяются с проводами, подходящими к энцефалографу. Благодаря небольшой силе тока процедура полностью безопасна даже для младенцев.
  4. Прежде чем начать мониторинг, голову ребёнка располагают ровно, чтобы не было наклона вперед. Это может вызвать артефакты и исказить результаты.
  5. Младенцам ЭЭГ делают во время сна после кормления. Важно дать насытиться мальчику или девочке непосредственно перед процедурой, чтобы он погрузился в сон. Смесь дают прямо в больнице после проведения общего медосмотра.
  6. Малышам до 3 лет энцефалограмму снимают только в состоянии сна. Дети старшего возраста могут бодрствовать. Чтобы ребёнок был спокойным, дают игрушку или книжку.

Важной частью диагностики являются пробы с открыванием и закрыванием глаз, гипервентиляцией (глубокое и редкое дыхание) при ЭЭГ, сжатием и разжиманием пальцев, что позволяет дезорганизовать ритмику. Все тесты проводятся в виде игры.

После получения атласа ЭЭГ врачи диагностируют воспаление оболочек и структур мозга, скрытую эпилепсию, опухоли, дисфункции, стресс, переутомление.

Степень задержки физического, психического, умственного, речевого развития осуществляется с помощью фотостимуляции (мигание лампочки при закрытых глазах).

Значения ЭЭГ у взрослых

Взрослым процедура проводится с соблюдением следующих условий:

  • держать во время манипуляции голову неподвижной, исключить любые раздражающие факторы;
  • не принимать перед диагностикой успокаивающие и прочие препараты, воздействующие на работу полушарий (Нервиплекс-Н).

Перед манипуляцией врач проводит с пациентом беседу, настраивая его на положительный лад, успокаивает и вселяет оптимизм. Далее на голову крепят специальные электроды, подключенные к аппарату, они считывают показания.

Исследование длится всего несколько минут, совершенно безболезненно.

При условии соблюдения вышеописанных правил с помощью ЭЭГ определяются даже незначительные изменения биоэлектрической активности головного мозга, свидетельствующие о наличии опухолей или начале патологий.

Ритмы электроэнцефалограммы

Электроэнцефалограмма головного мозга показывает регулярные ритмы определенного типа. Их синхронность обеспечивается работой таламуса, отвечающего за функциональность всех структур центральной нервной системы.

На ЭЭГ присутствуют альфа-, бета-, дельта, тетра-ритмы. Они имеют разные характеристики и показывают определенные степени активности мозга.

Альфа – ритм

Частота данного ритма варьирует в диапазоне 8-14 Гц (у детей с 9-10 лет и взрослых). Проявляется почти у каждого здорового человека. Отсутствие альфа ритма говорит о нарушении симметрии полушарий.

Самая высокая амплитуда свойственна в спокойном состоянии, когда человек находится в темном помещении с закрытыми глазами. При мыслительной или зрительной активности частично блокируется.

Частота в диапазоне 8-14 Гц говорит об отсутствии патологий. О нарушениях свидетельствуют следующие показатели:

  • alpha активность регистрируется в лобной доле;
  • asymmetry межполушарий превышает 35%;
  • нарушена синусоидальность волн;
  • наблюдается частотный разброс;
  • полиморфный низкоамплитудный график менее 25 мкВ или высокий (более 95 мкВ).

Нарушения альфа-ритма свидетельствуют о вероятной асимметричности полушарий (asymmetry) вследствие патологических образований (инфаркт, инсульт). Высокая частота говорит о различных повреждениях головного мозга или черепно-мозговой травме.

У ребенка отклонения альфа-волн от норм являются признаками задержки психического развития. При слабоумии альфа-активность может отсутствовать.


В норме полиморфная активность в пределах 25 − 95 мкВ.

Бета активность

Beta-ритм наблюдается в пограничном диапазоне 13-30 Гц и меняется при активном состоянии пациента. При нормальных показателях выражен в лобной доле, имеет амплитуду 3-5 мкВ.

Высокие колебания дают основания диагностировать сотрясение мозга, появление коротких веретен – энцефалит и развивающийся воспалительный процесс.

У детей патологический бета-ритм проявляется при индексе 15-16 Гц и амплитуде 40-50 мкВ. Это сигнализирует о высокой вероятности отставания в развитии. Доминировать бета-активность может из-за приема различных медикаментов.

Читайте также:  Близорукость характеристика 4

Тета-ритм и дельта-ритм

Дельта-волны проявляются в состоянии глубокого сна и при коме. Регистрируются на участках коры головного мозга, граничащих с опухолью. Редко наблюдаются у детей 4-6 лет.

Тета-ритмы варьируются в диапазоне 4-8 Гц, продуцируются гиппокампом и выявляются в состоянии сна. При постоянном увеличении амплитудности (свыше 45 мкВ) говорят о нарушении функций головного мозга.

Если тета-активность увеличивается во всех отделах, можно утверждать о тяжелых патологиях ЦНС. Большие колебания сигнализируют о наличии опухоли. Высокие показатели тета- и дельта-волн в затылочной области говорят о детской заторможенности и задержке в развитии, а также указывают на нарушение кровообращения.

БЭА — Биоэлектрическая активность мозга

Результаты ЭЭГ можно синхронизировать в комплексный алгоритм – БЭА. В норме биоэлектрическая активность мозга должна быть синхронной, ритмической, без очагов пароксизмов. В итоге специалист указывает, какие именно нарушения выявлены и на основании этого проводится заключение ЭЭГ.

Различные изменения биоэлектрической активности имеют интерпретацию ЭЭГ:

  • относительно-ритмичная БЭА – может свидетельствовать о наличии мигреней и головных болей;
  • диффузная активность – вариант нормы при условии отсутствия прочих отклонений. В сочетании с патологическими генерализациями и пароксизмами свидетельствует об эпилепсии или склонности к судорогам;
  • сниженная БЭА ‒ может сигнализировать о депрессии.

Остальные показатели в заключениях

Как научиться самостоятельно интерпретировать экспертные заключения? Расшифровка показателей ЭЭГ представлены в таблице:

Показатель Описание
Дисфункция средних структур мозга Умеренное нарушение активности нейронов, характерное для здоровых людей. Сигнализирует о дисфункциях после стресса и пр. Требует симптоматического лечения.
Межполушарная асимметрия Функциональное нарушение, не всегда свидетельствующее о патологии. Необходимо организовать дополнительное обследование у невролога.
Диффузная дезорганизация альфа-ритма Дезорганизованный тип активирует диэнцефально-стволовые структуры мозга. Вариант нормы при условии отсутствия жалоб у пациента.
Очаг патологической активности Повышение активности исследуемого участка, сигнализирующее о начале эпилепсии или расположенность к судорогам.
Ирритация структур мозга Связана с нарушением кровообращения различной этиологии (травма, повышенное внутричерепное давление, атеросклероз и др.).
Пароксизмы Говорят о снижении торможения и усилении возбуждения, часто сопровождаются мигренями и головными болями. Возможна склонность к эпилепсии.
Снижение порога судорожной активности Косвенный признак расположенности к судорогам. Также об этом говорит пароксизмальная активность головного мозга, усиленная синхронизация, патологическая активность срединных структур, изменение электрических потенциалов.
Эпилептиформная активность Эпилептическая активность и повышенная предрасположенность к судорогам.
Повышенный тонус синхронизирующих структур и умеренная дизритмия Не относятся к тяжелым нарушениям и патологиям. Требуют симптоматического лечения.
Признаки нейрофизиологической незрелости У детей говорят о задержке психомоторного развития, физиологии, депривации.
Резидуально-органические поражения с усилением дезорганизации на фоне тестов, пароксизмы во всех частях мозга Эти плохие признаки сопровождают тяжелые головные боли, синдром нехватки внимания и гиперактивности у ребенка, повышенное внутричерепное давление.
Нарушение активности мозга Встречается после травм, проявляется потерей сознания и головокружениями.
Органические изменения структур у детей Следствие инфекций, например, цитомегаловирус или токсоплазмоз, либо кислородного голодания в процессе родов. Требуют комплексной диагностики и терапии.
Изменения регуляторного характера Фиксируются при гипертонии.
Наличие активных разрядов в каких-либо отделах В ответ на физические нагрузки развивается нарушение зрения, слуха, потеря сознания. Необходимо ограничивать нагрузки. При опухолях появляются медленноволновая тета- и дельта-активность.
Десинхронный тип, гиперсинхронный ритм, плоская кривая ЭЭГ Плоский вариант характерен для цереброваскулярных заболеваний. Степень нарушений зависит того, как сильно будет ритм гиперсинхронизировать или десинхронизировать.
Замедление альфа-ритма Может сопровождать болезнь Паркинсона, Альцгеймера, послеинфарктное слабоумие, группы заболеваний, при которых мозг может демиелинизировать.

Консультации специалистов в области медицины онлайн помогают людям понять, как могут расшифровываться те или иные клинически значимые показатели.

Причины нарушений

Электрические импульсы обеспечивают быструю передачу сигналов между нейронами головного мозга. Нарушение проводниковой функции отражается на состоянии здоровья. Все изменения фиксируются на биоэлектрической активности при проведении ЭЭГ.

Существует несколько причин нарушений БЭА:

  • травмы и сотрясения – интенсивность изменений зависит от тяжести. Умеренные диффузные изменения сопровождаются невыраженным дискомфортом и требуют симптоматической терапии. При тяжелых травмах характерны сильные повреждения проводимости импульсов;
  • воспаления с вовлечением вещества головного мозга и спинномозговой жидкости. Нарушения БЭА наблюдаются после перенесенного менингита или энцефалита;
  • поражение сосудов атеросклерозом. На начальной стадии нарушения умеренные. По мере отмирания тканей из-за нехватки кровоснабжения ухудшение нейронной проводимости прогрессирует;
  • облучение, интоксикация. При радиологическом поражении возникают общие нарушения БЭА. Признаки токсического отравления необратимы, требуют лечения и влияют на способности больного выполнять повседневные задачи;
  • сопутствующие нарушения. Зачастую связаны с тяжелыми повреждениями гипоталамуса и гипофиза.

ЭЭГ помогает выявить природу вариативности БЭА и назначить грамотное лечение, помогающее активировать биопотенциал.

Пароксизмальная активность

Это регистрируемый показатель, свидетельствующий о резком росте амплитуды волны ЭЭГ, с обозначенным очагом возникновения. Считается, что это явление связано только с эпилепсией. На самом деле пароксизм характерен для разных патологий, в том числе приобретенного слабоумия, невроза и пр.

У детей пароксизмы могут быть вариантом нормы, если не наблюдается патологических изменений в структурах мозга.

При пароксизмальной активности нарушается в основном альфа-ритм. Билатерально-синхронные вспышки и колебания проявляются в длине и частоте каждой волны в состоянии покоя, сна, бодрствования, тревоги, умственной деятельности.

Пароксизмы выглядят так: преобладают заостренные вспышки, которые чередуются с медленными волнами, а при усилении активности возникают так называемые острые волны (спайк) – множество пиков, идущих один за другим.

Пароксизм при ЭЭГ требует дополнительного обследования у терапевта, невролога, психотерапевта, проведения миограммы и прочих диагностических процедур. Лечение заключается в устранении причин и последствий.

При травмах головы устраняют повреждение, восстанавливают кровообращение и проводят симптоматическую терапию.При эпилепсии ищут, что стало ее причиной (опухоль или пр.). Если болезнь врожденная, сводят к минимуму количество припадков, болевой синдром и негативное влияние на психику.

Если пароксизмы являются следствием проблем с давлением, проводится лечение сердечнососудистой системы.

Дизритмия фоновой активности

Означает нерегулярность частот электрических мозговых процессов. Это возникает вследствие следующих причин:

  1. Эпилепсия различной этиологии, эссенциальная гипертензия. Наблюдается асимметрия в обоих полушариях с нерегулярной частотой и амплитудой.
  2. Гипертония ‒ ритм может уменьшиться.
  3. Олигофрения – восходящая активность альфа-волн.
  4. Опухоль или киста. Наблюдается асимметрия между левым и правым полушарием до 30%.
  5. Нарушение кровообращения. Снижается частота и активность в зависимости от выраженности патологии.

Для оценки дизритмии показанием к ЭЭГ являются такие заболевания, как вегетососудистая дистония, возрастное или врожденное слабоумие, черепно-мозговые травмы. Также процедура проводится при повышенном давлении, тошноте, рвоте у человека.

Ирритативные изменения на ээг

Данная форма нарушений преимущественно наблюдается при опухолях с кистой. Характеризуется общемозговыми изменениями ЭЭГ в виде диффузно-корковой ритмики с преобладанием бета-колебаний.

Также ирритативные изменений могут возникнуть из-за таких патологий, как:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • атеросклероз.

Что такое дезорганизация корковой ритмики

Проявляются, как следствие травм головы и сотрясений, которые способны спровоцировать серьезные проблемы. В этих случаях энцефалограмма показывает изменения, происходящие в головном мозге и подкорке.

Самочувствие пациента зависит от наличия осложнений и их серьезности. Когда доминирует недостаточно организованная корковая ритмика в легкой форме — это не влияет на самочувствие пациента, хотя может вызывать некоторый дискомфорт.

Что такое биоэлектрическая активность

Все живые клетки на планете имеют свойство раздражимости – способность переходить из физиологического состояния покоя в состояние возбуждения под влиянием факторов внешней среды. То есть клетки «возбуждаются», обладают биоэлектрической активностью (БА). Для генерации электрических импульсов организм использует энергию, которая запасается внутри и снаружи клетки в виде ионов Na, K, Cl и Ca. Их обмен между собой происходит с помощью ионных насосов, который использует энергию аденозинтрифосфатной кислоты.

Что это такое

Когда рецептор нервной клетки раздражается, генерируется потенциал действия: изменяется баланс ионов внутри и снаружи клетки. Отрицательный заряд внутри клетки сменяется положительным и наоборот, положительный снаружи сменяется отрицательным внутри. Возникает деполяризация и клетка возбуждается, генерируя электрический ток. Распространение биоэлектрических импульсов передают информацию о раздражителе по всей нервной системе.

Потенциал действия, то есть генерация электрической активности, возникает в каждой нервной клетке. В коре больших полушарий их более 14 миллиардов. Все это количество нейронов возбуждается одновременно или поочередно, создавая электрическое поле. Это явление и называется биоэлектрической активность головного мозга.

Читайте также:  Мезотерапия лица и тела - инъекции красоты в клиниках косметологии Grand Clinic Москва

Исследовать биоэлектрическую активность головного мозга можно на клеточном и органном уровнях. При первом способе используются внутриклеточные и внеклеточные электроды. При внеклеточном отведении электродами прикасаются к наружной мембране нейрона и регистрируют, что клетка на тысячную долю секунды изменяет свой заряд на противоположный относительно соседних клеток.

Внутриклеточное введение регистрирует изменение потенциала мембраны клетки во время фазы деполяризации (когда клетка возбуждается) и фазы реполяризации (когда потенциал возвращается к исходным показателям). Это более детализированный метод, чем внеклеточная регистрация активности.

На органном уровне биоэлектрическая активность мозга изучается с помощью электроэнцефалограммы. ЭЭГ – способ регистрации биоэлектрической активности клеточных потенциалов, которые снимаются с поверхности черепа. На электроэнцефалографии выделяют следующие измерения: альфа, бета, тета и дельта. Они обладают собственной частотой и амплитудой. В разных функциональных состояниях мозга, например, при сне или бодрствовании, на ЭЭГ регистрируются разные ритмы. Например, в глубоком сне регистрируется дельта-ритм, в бодрствовании – бета и альфа-ритмы.

С помощью ЭЭГ выявляются нарушения БЭА мозга: на электроэнцефалографии изменяются параметры ритма. Например, снижение амплитуды тета-ритма свидетельствует о возрастных изменениях и понижении активности подкорковых структур головного мозга. Но ЭЭГ фиксирует не только патологию. Например, увеличение выраженности альфа и бета-ритмов в подростковом возрасте говорит о созревании корковых отделов мозга.

Диффузные изменения биопотенциалов головного мозга – это собирательный термин, характеризующий количественные и качественные нарушения биоэлектрической активности больших полушарий. Это – не самостоятельное заболевание, а патологический процесс, отражающий болезни мозга. Поэтому любое заболевание, при котором нарушается органическое строение нервной ткани или ее функция, выражается диффузными изменениями.

Возможные нарушения и причины

Биоэлектрическая активность головного мозга дезорганизована при большинстве заболеваний нервной системы. Количественно нарушение биоэлектрических потенциалов можно разделить на две подгруппы:

  1. Повышенная биоэлектрическая активность. Она проявляется при эпилепсии и других заболеваниях, проявляющиеся повышенным мышечным тонусом.
  2. Пониженная активность. Сообщает о временных патологических состояниях нервной системы, например, при депрессии и неврозах, в особенности при астеническом синдроме, где в клинической картине преобладает апатия и усталость.

Качественные нарушения биоэлектрической активности сопровождают такие патологии:

  • Медленно прогрессирующие заболевания ЦНС: болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический и рассеянный склероз, старческая деменция.
  • Психические расстройства: шизофрения, депрессия, биполярно-аффективное расстройство.
  • Органические патологии ЦНС: черепно-мозговые травмы, объемные процессы, например, опухоли, ишемический инсульт и субарахноидальное кровоизлияние, застойная энцефалопатия.

Дезорганизация биоэлектрической активности также наблюдается при всех видах аддиктивного поведения: интернет-зависимость, наркомания, алкоголизм и прочие формы социальной изоляции.

Симптомы и способы диагностики

Диффузные нарушения биопотенциалов не имеют симптомов, так как этот феномен не является болезнью, а отражает ее процесс. Например, БА нарушается при геморрагическом инсульте, который проявляется клинической картиной. При кровоизлиянии в мозговое вещество, если в этом время провести ЭЭГ, зафиксируются диффузные изменения средней выраженности на волнах.

Золотой стандарт при выявлении нарушения биоэлектрической активности мозга – электроэнцефалография. Изменение ее волн отражает вероятные патологии функций мозга.

Активность альфа-ритма

Он возникает как в норме, так и при патологии. В первом варианте недостаток альфа-ритма фиксируется, когда человек исследуется с раскрытыми глазами и размышляет о своих проблемах. В общем, когда активируются зрительные образы.

Понижение альфа-ритма фиксируется при эмоциональных нарушениях: раздражение, гнев, тревога, депрессия. Также изменение альфа-волн возникает при чрезмерной активности мозга и вегетативного отдела: при сильном сердцебиении, страхе, потливости, дрожании рук, парестезиях.

При геморрагическом инсульте появляются признаки умеренно выраженной дезорганизации: альфа-волны пропадают или изменяются, что проявляется в скачках амплитуды ритма. При тромбозах, инфаркте мозга или размягчения белого вещества уменьшается частота альфа-волн.

Изменение бета-ритма

Фиксируется в состоянии бодрствования. Повышение амплитуды ритма возникает при активной включенности в задачу и эмоциональном возбуждении. Пиковое повышение амплитуды бета-ритма свидетельствует об острой реакции на стресс, например, при реактивной или тревожной депрессии. Когда предъявляют тактильную стимуляцию или просят подвигаться – волна угасает.

Гамма-ритм

В норме амплитуда повышается при повышении внимания в решении задачи. Изменение гамма-волн отражает диффузное аксональное повреждение головного мозга, при котором нарушается активность клеток-канделябров. Нарушение гамма-ритма также регистрируется у больных шизофренией.

Дельта-ритм

На ЭЭГ дельта-волны появляются, когда преобладают регенеративные и восстановительные процессы в организме, например, в фазе глубокого сна. Амплитуда дельта-волн повышается при неврологических изменениях. Чрезмерное повышение амплитуды отражает нарушение внимания и памяти. Кроме того, дельта-ритм регистрируется при объемных процессах в головном мозгу.

Сразу после кровоизлияния в мозг на ЭЭГ появляются дельта-волны. Они исчезают спустя 3 месяца после перенесенного заболевания.

Тета-ритм

В норме тета-ритм фиксируется в стадии дремоты – пограничное состояние между бодрствованием и поверхностным сном. В патологии эти волны регистрируются при нарушении сознания, например, при сумеречном помрачении сознания или онейроиде, когда больной не спит, но в то же время его сознание не включено. Диффузные легкие изменения тета-волн в виде повышения амплитуды говорят об эмоциональном напряжении, психотическом состоянии, сотрясении мозга, усталости, астении и хроническом стрессе.

Мю-ритм

Проявляется преимущественно в норме. Появление мю-волн на электроэнцефалографии свидетельствует о психическом напряжении.

Болезни, при которых изменения на ЭЭГ играет ключевую роль

  • Большой судорожный припадок. На ленте ЭЭГ проявляются «спайки» – острые пиковые волны, которые идут одна за другой с частотой 5 Гц. Фоновый ритм обычный.
  • Эпилепсия у детей. Проявляются двойные спайковые волны, который имеют частоту 3 Гц, комбинирующиеся с ритмическими дельта-волнами.
  • Очаговые эпилептические приступы. На ЭЭГ фиксируются одиночные спайки, если регистрировать в височной коре.
  • Абсанс. Регистрируется гипсаритмия – временная хаотическая деятельность мозга, при котором исчезают нормальные волны.

Шизофрения . На ЭЭГ проявляются диффузные общемозговые изменения волн, при которых усиливается биоэлектрическая активность подкорковых отделов и снижается альфа-ритм. В лобных долях повышается амплитуда дельта-ритма, в лобных и височных – тета-ритм. При параноидной шизофрении наблюдается умеренно выраженная дезорганизация биоэлектрической активности.

При плюс-симптомах шизофрении (галлюцинации, бред) в лобных и височных отделах увеличивается амплитуда бета-волн, при минус-симптомах (апатоабулический синдром) наблюдается стойкая депрессия бета-волн.

Депрессия . Степень изменений электрической активности мозга зависит от выраженности заболевания. Так, при легкой депрессии, субдепрессии и дистимии на ЭЭГ наблюдаются признаки легкой дезорганизации биопотенциалов: повышается амплитуда альфа-волн. При дистимии регистрируется десинхронизация всех фоновых волн и изменение ритма.

Нейродегенеративные заболевания , в особенности старческая и сосудистая деменция. На картине ЭЭГ снижается выраженность альфа и бета-волн, появляются тета и дельта-ритмы. При звуковом и зрительном раздражении на ЭЭГ фиксируется снижение степени раздражимости мозга, то есть ирритативные изменения биоэлектрической активности.

Состояния, сопровождающиеся снижением кровообращения мозга. При закупорке сонной артерии нарушается динамика волн и их замедление. При крупной закупорке артерии на картине появляются тета-волны. Гематома мозга амплитуды волн снижаются на стороне кровоизлияния

Легкие диффузные изменения по типу дезорганизации отмечаются при аддиктивном поведении. Так, у зависимых людей на ЭЭГ регистрируется повышение активности дельта и тета-волн, и снижение альфа и бета-волн. Феномен ЭЭГ имеет объяснение: наркоманы и интернет-зависимые люди преимущественно находятся в «полусонном» и мечтательном состоянии, что отражается наличием дельта и тета-ритмов, в отличие от здоровых людей, у которых доминируют альфа-волны, отражающие «реалистичное» мышление.

Опухоли и кисты . Нарушение ритмов ЭЭГ регистрируются на стороне поражения – в зоне новообразования. В области проекции опухоли фиксируется депрессия альфа-волн и повышение амплитуды бета-волн. При опухоли в височной области на картине регистрируются бета-волны (90% всех волн), составляющие фоновую активность мозга.

Олигофрения . На электроэнцефалограмме отмечается незрелость альфа-ритма и внезапные приступы замедления ритмики фоновых волн.

Восстановление

Реабилитация и восстановление зависит от заболевания, которое привело к расстройству биоэлектрической активности. Так, при геморрагическом инсульте больному предстоит 2-3 месячная реабилитация по утраченным неврологическим функциям. После лечения основного заболевания электрическая активность больших полушарий восстанавливается сама по себе. Однако для ускорения регенерации мозгового вещества в рацион следует включить все витамины группы B, а в распорядок дня добавить прогулки по парку и утреннюю зарядку.

Последствия

Осложнения и последствия определяются ведущим заболеванием, что расстроило электрическую активность центральной нервной системы.

Ссылка на основную публикацию
Что показывает флюорография легких заболевания ОГК, как часто можно делать
Флюорография График работы флюорографа С понедельника по пятницу – с 8.00 до 13.00 Технологический перерыв – с 10.30 до 11.00...
Что нужно знать о яичниках; HEROINE
Первичная недостаточность яичников (Гипергонадотропный гипогонадизм, преждевременная менопауза, преждевременное угасание функции яичников, преждевременная недостаточность функции яичников) , MD, University of Virginia...
Что нужно знать родителю о развитии головного мозга и влиянии одурманивающих веществ; Tarkvanem; Aлк
Небольшой экскурс в тайны мозга Небольшой экскурс в тайны мозга Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию...
Что показывает электроэнцефалография (ЭЭГ) головного мозга
Что такое ЭЭГ и зачем она нужна Ученые любят искать первое упоминание своей науки. К примеру, я видел статью, где...
Adblock detector