Что такое активная жизненная позиция и какова ее роль в педагогическом процессе

Нравственная позиция автора и его героев в русской

Нравственная позиция автора и его героев в русской классической литературе (на примере произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова)

Нравственная позиция предполагает определенное зрелое отношение к чему-либо, совокупность знаний, чувств, поведения. Говоря о нравственной позиции, важно понять, что для каждого человека существует определенный нравственный идеал. К идеалу этому стремится автор в своих творениях, идеал этот ищет читатель. Случается и так, что нравственный идеал читателя совпадает с нравственным идеалом писателя, а, следовательно, нравственная позиция, нравственное отношение к поступкам, поведению у писателя и читателя, похоже. Случается это по разным причинам, прежде всего потому что, многие нравственные представления о любви, верности, долге, чести могут совпадать с теми морально-этическими нормами, в культуре которых рос и писатель, и читатель. Интересно и то, что писательский труд воспитывает и самого автора. Многие идеи меняются под пером писателя и поэта, поскольку проходят путь от нравственного сознания до нравственного чувства.
Затрагивая проблему нравственной позиции автора и его героев, попробуем разобраться в том, одно ли и то же авторская позиция, и нравственная позиция автора. Авторская позиция складывается из мировоззрения автора, его опыта жизни, образованности, гражданственности, тех нравственных норм, которых он придерживается. Переживая определенные жизненные фазы любви, разочарования, ненависти, горя, радости, примирения, счастья, автор раскрывается как художник и философ. Но, только пережив все это, он бывает по-настоящему мудр в литературном творчестве. Писатель может быть художественно одарен словом, однако, талант этот можно безвозвратно потерять без определенного отношения к тому, что пишешь и зачем это делаешь. Автора можно подготовить, научить его писать, сделать мастером, ремесленником своего дела, но без авторской позиции к своему труду, никогда автор не состоится ни как писатель, ни как личность. Итак, без авторской позиции, произведение обречено на небытие. И все же, только нравственная позиция автора по отношению к себе, человеку, миру, и, наконец, к своим героям дарует художественному произведению душу.
Автор может не любить своих героев, а может быть равнодушен к ним, и тогда его авторская позиция неустойчива ко всему тому, что он делает. Не до конца понимая, что же происходит со своими мыслями и чувствами, автор ведет героев по каким-то лабиринтам несуществующих принципов, ложных исканий, произведение его может создавать впечатление недоконченности, недосказанности, а сама авторская позиция при этом обнаруживает незрелость.
Но не, то нравственная позиция автора! Автор может прекрасно понимать, что он говорит, и к чему ведет своих героев, а вместе с ними и читателя. Его авторская позиция в каждом абзаце, предложении, слове, точке, запятой. И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой нравственности, нрава, безнравственности, поскольку при зрелой авторской позиции автор может быть безнравственен. В современной действительности приходится сталкиваться с тем, что люди выбирают для чтения книги, которые не соответствуют оценке выше среднего бала. Многие могут возразить: «Раз читают, значит, книга хороша». Трудно согласиться с этим. Именно к тому, что плохо, можно даже не приучать, тогда как книга, которая действительно имеет глубинный смысл и высоту слова требует кропотливой сложной работы ума, души, сердца. Цинизм, жестокость поступков героев, их страдания в современном литературном творчестве ничто по сравнению с тем, что происходит с душами тех, кто читает это, в ком понятия добра и зла смешались и размылись.
Безнравственность автора, и умение облечь явное зло в дорогую блестящую обертку, это уже небезобидная игра слов. Все это открытый вызов добру, общечеловеческим ценностям верности, дружбы, долга, чести, любви, заботы.
Но не, то же самое русская литература, которая складывалась на протяжении нескольких столетий. Нравственные идеалы российского народа всегда находили воплощение в его литературе: былинные герои – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович (как образцы беззаветного служения Родине русского воина, его честь, достоинство, воля); «евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского (темы покаяния, возрождения, сострадания, любви, поднятые в его романах). Идеалы эти всегда противостояли жестокости и агрессии, поскольку ценностные основания их строились на смирении, милосердии, всеобъемлющей любви, святости, сострадании, совестливости. Как отмечает заведующая кабинетом русского языка и литературы ОМЦ ЮАО г. Москвы Л.А. Черниченко наша литература «говорит: «Не убий». А слишком много в нашей жизни (и в современной литературе тоже) как раз наставляет: «Убий». Она учит: «Не укради». А слишком многое в нашей жизни (и современной литературе тоже) учит: «Уворуй». Она запрещает: «Не прелюбодействуй», а слишком много в нашей жизни (и современной литературе тоже) славит Содом».
Пройдя путь от древнерусской литературы до классики XIX века, лучшие представители ее шли по евангельским мотивам жертвенности и сострадания. Значительное место в русской классике занимает понятие «народ», литература о человеке и человечности обращена к людям чувствующим, мыслящим, милующим.
XIX век стал расцветом русской литературы, и связан прежде всего с именем А.С. Пушкина, поскольку именно его можно по праву считать основателем нашей национальной литературы. Пушкин испытал свои силы во всех лирических жанрах, и первый из всех авторов написал роман в стихах, назвав его «Евгений Онегин».
В романе «Евгений Онегин» отражается судьба автора, его развитие. За каждым героем мы ощущаем присутствие автора: «О чем бы ни рассказывал нам поэт, — писал К.В. Мочульский, — о светской ли жизни своего разочарованного героя, о печальной ли судьбе «милой Тани», любившей Онегина, отвергнутой им и соединившей свою жизнь с нелюбимым мужем, о восторженном ли поэте Ленском с кудрями черными до плеч, о белокурой ли его невесте Ольге, вскоре утешившейся после смерти жениха, о старушке ли няне, в платке и длинной телогрейке, — всегда мы слышим его личный голос, биение его сердца». Именно в этом романе нам открывается душа Пушкина, его авторская и нравственная позиция, как человека нежного, чуткого. Пушкин говорит о своих чувствах, однако нельзя отожествлять Евгения Онегина с Пушкиным, у Онегина своя судьба, хотя часто и поэт и герой мечтают вместе. Светский сноб – Онегин может чувствовать, страдать, но сам отвергает любовь нежной, милой Татьяны. Татьяна – одна из любимых героинь Пушкина. Он с умилением смотрит на нее, носит в себе «чистейшей прелести чистейший образец», в Татьяне Пушкин видит тот идеал, о котором так тоскует сердце. И все же для Онегина Татьяна безвозвратно потеряна. Нет, она не мстит, не играет с ним. Она пряма, искренна: «Я Вас люблю, к чему лукавить?» — признается Татьяна Онегину, и продолжает: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Это ее нравственная позиция, для нее есть что-то большее, чем ежеминутная страсть, это долг и честь. В этом нравственная красота Татьяны, женщины достойной уважения и любви, героине, которая вышла из-под пера Пушкина и зажила своей самостоятельной жизнью.
В основе пушкинской прозы простая разговорная речь. В большой исторической повести «Капитанская дочка» Пушкин создает традицию семейного русского романа на фоне исторической картины. Автор ставит своего главного героя Гринева в ситуацию выбора между долгом и чувством. Гринев отвергает предложение Пугачева служить ему верой и правдой, так как офицер присягает единожды, и он присягал государыне. Пушкину близок Гринев. И здесь Пушкин не оставляет своих героев, а развязка его счастлива, так как, в конце соединяются два любящих нежных сердца Гринева и Маши. Вообще многие произведения Пушкина проникнуты светом, безмятежностью, благородной грустью, и это во многом определяет мировоззрение поэта и писателя Пушкина.
Православная вера, ставшая частью сознания русских людей нашла отражения и в русской литературе. Например, тема свободы у Пушкина трактуется с точки зрения христианского мировосприятия, у зрелого Пушкина и тема любви звучит по-христиански. Христианские мотивы звучат и в произведениях Н.В. Гоголя.
Религиозность к Гоголю пришла через страх. Впечатлительный и неуравновешенный, он с раннего детства боялся смерти и возмездия за гробом. Первый успех, который принесли ему «Вечера на хуторе близ Диканьки» окрылил его. А далее его «Арабески», «Миргород» и др. Остановимся на «Мертвых душах». Поэма интересна тем, что в ней поднимается проблема живых и мертвых душ. Само название отражает авторский замысел поэмы. Мир «мертвых душ» страшен и уродлив. Автор ироничен к помещикам и чиновникам. Однако среди этих «мертвых душ» находятся души, которые еще не мертвы. Среди статичных героев поэмы можно выделить Плюшкина в его динамизме. Душа Плюшкина загрубела, но он еще жив! Душой обладает и Чичиков. По замыслу Гоголя Чичиков должен был переродиться во втором томе поэмы, ему Гоголь доверяет рассказать о мертвых крестьянах. Идеальный мир по Гоголю строится в соответствии с истинными ценностями культуры и веры. Автор поэмы верит и возрождение России, и в возрождение русского народа.
Вообще судьба России волнует многих русских писателей. Судьба ее неотделима от народа. Но самая главная заслуга нашей литературы в том, что она оказывала и продолжает оказывать влияние на умы разных поколений и разных национальностей, сохраняя свою самобытность, национальные особенности героев, исторические события минувших лет, литература эта наднациональная как вера и культура, как истина и красота. Герои русской литературы почти всегда находятся в духовном поиске, всматриваются в звездное небо, падают, ошибаясь и заблуждаясь, но оставляя в душе читателя сочувствие и сострадание. Образы эти настолько разные и противоречивые, от романтично-настроенных, до крепко стоящих на земле, они умеют любить, огорчаться, радоваться. Так, если взять чеховского героя, то мы поймем, что он спотыкается, но спотыкается «потому что смотрит на звезды» (В. Набоков). Более того, описывая чью-то жизнь, пусть незаурядную, а возможно духовно деградирующую, писатели обращаются через свое произведение к нам, они как будто хотят нам сказать: «Ты не будь таким!». Так в «Ионыче» А.П. Чехова, автор изображает своего героя доктора Старцева, как человека, имеющего свои идеалы. И здесь Чехов умело показывает влияние среды на человека. Старцев, попав, под влияние среды уездного города меняется. Нравственная позиция Чехова однозначна. По мысли писателя, вина его героя в том, что он ничего не пытается изменить. И как это важно попытаться что-то изменить! Да, невозможно изменить весь мир, но нельзя раствориться в среде, окружающую среду нужно преобразовывать, и это уже во многом зависит от нас, нельзя предавать идеалы!
Нравственная позиция автора не всегда совпадает с нравственной позицией его героя, а порой вступает в прямое противоречие с ней. Как видим на примере произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова герои нашей литературы могут и ошибаться, и совершать безнравственные поступки, но если герои эти по художественному замыслу авторов, все же не раскаиваются в своих ошибках, то сами авторы делают это за них. И мы читатели, принимая героя, любя его, принимаем те образцы, идеалы, на которые вероятно хотели бы быть похожи, любо отвергаем героев, только потому, что авторы сумели показать все безобразие, безнравственность их поступков. Читая русскую классическую литературу, мы вступаем в диалог с писателем и совестью. Не оставляя к себе равнодушных, русская литература продолжает питать нас духовно на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Красный кал после свеклы - стоит ли беспокоиться

Используемая литература
1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах. Л., 1978.
2. Б. Зайцев. Жуковский. Жизнь Тургенева. Чехов. М., 1994.
3. К.В. Мочульский. Великие русские писатели XIX века. СПБ, 2000.
4. От Пушкина до Замятина (опыт преподавания литературы в современной школе). М., 2009.

Формирование миропонимания и нравственной жизненной позиции у воспитанников.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Формирование миропонимания и нравственной жизненной позиции у воспитанников.

Являясь приоритетным направлением общественного воспитания, воспитание гражданина ориентировано на непосредственное приобщение юношей и девушек к жизни в обществе через формирование их гражданской позиции. Учитывая междисциплинарный статус проблемы личности, следует отметить, что понятие «гражданская позиция» находится в поле внимания общественных наук, психологии, педагогики и духовной культуры. Главная причина ее перемещения в поле зрения самых разных дисциплин заключается в объективно возросшем влиянии человека на исторический процесс и той колоссальной ответственности за него перед человечеством. Содержание термина существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой, а гражданский облик человека зависит от условий, в которых происходит процесс воспитания, уровня развития социальных отношений и их отражения в идеологической сфере жизни общества.

Гражданская позиция формируется в рамках общей позиции и по мере развития личности занимает все более значимое, ведущее место в ее структуре. Она характеризует личность с точки зрения способа и характера взаимоотношений индивида с определенной действительностью. Это понятие отражает политические, юридические, нравственные права и обязанности граждан по отношению к своему государству и предполагает сознательное, ответственное отношение людей к обществу.

Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе. Под отношением большинство психологов и педагогов понимают психологический феномен, объединяющий в себе результаты познания конкретного объекта действительности, все эмоциональные отклики на этот объект, а также поведенческие ответы на него.

В целом, отношение отражает, с одной стороны, воздействие на молодого человека окружающей среды, воспитания, приобретаемого им социального опыта и, с другой стороны, активное начало в школьнике как члене общества, как субъекте собственного развития. При этом ядром отношений, создающих гражданскую позицию человека, являются нравственные отношения, так как отношение к человеку является стержневым, поскольку сам человек в обществе предстает наивысшей ценностью, самоцелью. «Нравственностью человека опосредуются все социальные отношения личности: политические, правовые, эстетические, научно-познавательные, трудовые, половые и другие. Мир современного человека выступает для него как мир очеловеченный именно потому, что через призму отношений к человеку строятся все его отношения с миром».

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться житьзначит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней ».

В структуре гражданской позиции личности выделяются три компонента: познавательный, мотивационно-ориентировочный, поведенческий. Так, познавательный компонент включает в себя формирование базисных ценностных ориентаций, которые предполагают сознательное отношение человека к социальной действительности. Они определяют смысл жизни человека, что для него особенно важно, значимо. Данный компонент характеризуется полнотой этических, правовых, политических и других знаний человека, глубиной их осознания, что отражает субъективное отношение человека к усваиваемым требованиям общества.

В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

Читайте также:  Пульпит симптомы и причины современные методы лечения

1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»(26, с.161-165).

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе — это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Процесс формирования гражданской позиции личности совершается в пределах более широкого процесса самоопределения личности и по своему содержанию совпадает с ним, включая, с одной стороны, познавательный аспект — усвоение социального опыта, материальной и духовной культуры общества, с другой, деятельностно-практический аспект, связанный с включением школьников в общественно полезную деятельность. Это комплексный, длительный, сложный процесс, требующий учета внутренних и внешних условий, многогранности проявлений личности.

Необходимым условием формирования гражданской позиции личности являются психолого-педагогические предпосылки. Первой предпосылкой выступает наличие у человека знаний о существующем мире, обществе, самом себе. Они необходимы для лучшего осмысления связи существующих в обществе норм поведения и поступков людей. В непрерывном процессе самоопределения личности важную роль играет освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности, что выступает второй предпосылкой формирования гражданской позиции личности. Третьей предпосылкой является накопление молодыми людьми опыта человеческого общения, что требует продуманного их включения во взаимодействие со сверстниками и другими людьми. Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой.

Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Такого рода отношение индивида к миру влияет на активность, общую направленность личности. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социально ценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни. Жизнь постоянно предлагает людям нестандартные ситуации. Подготовить людей к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. В связи с этим содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности составляет приобщение подрастающего человека к нравственности как своей первооснове, то есть к добру, правде, истине и красоте.

Движущими силами процесса формирования гражданской позиции личности является противоречие между знаниями и социальным опытом человека. Основой связи между знаниями и поведением гражданина является жизненный опыт человека. Его развитие осуществляется через личностное отношение. С точки зрения Н. Е. Щурковой, там, где нет личностного отношения, общественный опыт не усваивается, а воспринимается только информация, которая в отношении человека к окружающему и в его опыте ничего не меняет, а значит, не может повлиять на его гражданскую позицию. Вне личностного отношения можно передать внешние формы взаимодействия людей, привычки, навыки, но не духовность. Активной формой проявления личностного отношения является деятельность. Воспитательная эффективность деятельности при формировании гражданской позиции зависит, прежде всего, от ее направленности, от того, чьи интересы преследует человек. Накопление индивидом социального опыта обеспечивает ему своеобразную базу для проявления себя как личности во взаимодействии с окружающей действительностью, а в целом для проявления своей гражданской позиции.

АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

Формирование активной жизненной позиции личности — центральная задача нравственного воспитания, поставленная XXV съездом КПСС, в которой концентрируются усилия общества развитого социализма по воспитанию духовно-нравственного облика советского человека, отражается эффективность идеологической работы партийных, общественных организаций. Это свидетельствует не только о большом значении для всей системы нравственного воспитания этой проблемы, но и о сложности ее решения.

Следовательно, на первый план как в теоретическом, так и в практическом аспектах выступает выяснение ее сущности, содержания механизма формирования, организации воспитательного процесса. Успешное решение этих вопросов возможно лишь на основе марксистско-ленинской этической теории, с учетом реальной практики нравственного воспитания в условиях строительства коммунистического общества.

Будучи специфической формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т. д. Как нравственная активность, жизненная позиция выражает моральное напряжение личности, ее готовность к практическому действию. В конечном счете жизненная позиция личности — это ее нравственная позиция, оптимизирующий фактор ее деятельности.

Когда речь идет о жизненной позиции личности как деятельности, то следует иметь в виду два противоположных полюса ее проявления — активность и пассивность.

Активная жизненная позиция характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение добра и преодоление морального зла, систематичностью нравственных поступков личности, масштабностью и общественной значимостью поднимаемых нравственных проблем. Реализация этой позиции связана с утверждением положительных норм в жизнедеятельности людей, она ориентируется на критерий коммунистической нравственности: нравственно все то, что способствует, содействует созиданию коммунистического общества.

Об активной жизненной позиции следует говорить не только применительно к личности. Заслуга марксизма-ленинизма состоит в том, что бесконечные и разнообразные действия живых личностей были обобщены как действия социальных групп, как действия классов. Марксизм-ленинизм не растворил личность в массе, как иногда утверждают наши идейные противники, не принес ее «в жертву» классу, а указал на более широкие масштабы проявления социальной, в том числе нравственной, активности личности в рамках социальной группы, класса, всего общества. В современных условиях социалистическая личность получает более широкие возможности для проявления активной жизненной позиции.

Читайте также:  Рабдомиосаркома Фонд «Подари жизнь»

Антиподом активной жизненной позиции является пассивность. Она проявляется в инертности личности, равнодушии к общественным проблемам, в нежелании участвовать в разрешении той или иной конфликтной нравственной ситуации, в расхождении слова и дела. Пассивная позиция личности не менее опасна для дела нравственного воспитания, чем явно негативная позиция, связанная с проявлением морального зла. В этом смысле пассивная позиция также «активна», ибо она бездеятельна. Уяснение сущности жизненной позиции неразрывно связано, таким образом, с анализом ее направленности.

Определяя направленность деятельности личности — положительную или отрицательную, жизненная позиция оказывает регулирующее воздействие на практическое поведение, стимулируя полезную нравственную деятельность на благо общества и противодействуя проявлению морального зла. В реальной действительности они не отделены непреодолимой преградой и находятся в постоянном взаимодействии.

Стержнем жизненной позиции выступает мировоззрение личности, ее убеждения, ее установка на духовно-нравственные ценности. В жизненной позиции находит свое концентрированное выражение внутренний мир личности. Если в процессе нравственного воспитания более или менее ясно то, что закладывается на «входе» во внутренний мир личности, и молено судить о том, что появляется «на выходе» по поступкам и поведению людей, то внутренний мир личности еще не поддается взору воспитателя. Это обстоятельство еще раз свидетельствует в пользу анализа жизненной позиции как деятельности, в которой проявляется мировоззрение, убеждения, внутренние установки личности, обусловливающие ее активность.

Ориентируясь на положительные нравственные ценности социализма, коммунизма, личность проявляет свою активность, утверждая в действительности все передовое, прогрессивное. И наоборот, руководствуясь ценностями иного порядка, скажем, ставя в качестве своей непосредственной практической цели накопительство, стяжательство и т. д., человек может деградировать как личность.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких нравственных идеалов. Она тесно связана с таким духовным качеством советского человека, как коммунистическая устремленность к высоким общественным целям, представляющая собой сплав высоких устремлений личности, ее сознательности, воли и практического действия.

Сочетание общественных и личных интересов, более того, сознательное подчинение личных интересов общественным, когда в результате воспитания общественные интересы становятся внутренними личными интересами,— неотъемлемые черты активности жизненной позиции. Нравственное воспитание направлено на то, чтобы воспитать в человеке эту способность.

Активная жизненная позиция предполагает сознательное отношение к общественному долгу, единство знаний и убеждений, единство слова и дела как повседневной нормы поведения. В совокупности этим и определяется содержание активной жизненной позиции.

Единство знаний и убеждений, слова и дела реализуется в нравственном поступке. Актуализация этой проблемы в нравственном воспитании вполне закономерна. Она связана с приобщением к знанию в широком смысле этого слова массы трудящихся. Задача состоит не только в том, чтобы дать глубокие знания о закономерностях развития природы, общества и мира человека, но и в том, чтобы воплотить эти знания в высоконравственное поведение. Речь, следовательно, идет о чрезвычайно важной стороне нравственного воспитания, его способности формировать человека с такими моральными свойствами, которые были бы адекватны выдвинутым обществом целям.

Знания сами по себе, в том числе знание принципов и норм морали, не всегда являются достаточной гарантией высокой нравственности человека на деле. В реальной жизни знания у отдельных людей нередко уживаются с безответственностью, сопровождаются притуплением общественных чувств.

Если в результате издержек нравственного воспитания сложился индивидуалист, думающий только о своем эгоистическом благополучии, то знание норм морали и права он может использовать для личной наживы, карьеры или какой-нибудь другой собственной выгоды. И поэтому знание принципов и норм общественной морали автоматически еще не ведет к освобождению от нравственных пороков. Здесь все зависит от того, насколько системе нравственного воспитания удалось «переплавить» эти знания в прочные нравственные убеждения, а затем в моральные поступки.

Противоречия между словом и делом в практическом поведении могут возникать, в частности, на почве неглубокого, поверхностного и формального усвоения знаний о существе общественных отношений в нашем обществе. Если усилия личности направлены на уяснение лишь общих положений, то она может стать на путь морального догматизма, который выражается в приукрашивании или, наоборот, охаивании действительности. И если в процессе усвоения знания упускается из виду механизм возникновения, развития и воздействия того или иного явления, то у человека появляется шаблон, который отнюдь не способствует самостоятельному мышлению. Моральные силы личности в этом случае гасятся, теряют свою действенность.

Высказывается иногда и такая точка зрения, что неизбежной причиной расхождения между словом и делом является моральный скептицизм, неверие в реальные силы коллектива и человека. Такое положение может возникнуть, если слово не подкрепляется делом и личность на себе это испытывает. Нередко указанное явление возникает в производственной среде, когда неорганизованность и Неритмичность в работе, бесхозяйственность ведут к штурмовщине, к невыполнению производственных планов, в конечном счете к ослаблению эффективности нравственного воспитания. Вот почему в организации социалистического соревнования особое внимание партийных и общественных организаций обращается на воспитание единства слова и дела у всех тружеников нашего социалистического общества.

Требование единства слова и дела не является чем-то внешним и чуждым человеку. Оно соответствует всей направленности развития социалистической личности, внутренне созвучно ее нравственным убеждениям, отучает человека от беспочвенного мечтательства. Единство слова и дела может выступать и в качестве элементарной нормы нравственности, порядочности. В нем есть общечеловеческое содержание, веками закрепляемое и развиваемое прогрессивными традициями народа. В сущности требование единства слова и дела — это требование доверия в процессе общения между людьми, требование нравственной надежности личности. В повседневной жизни оно облекается в форму заявлений, обязательств. Было бы, конечно, известной идеализацией утверждать, будто в деятельности каждого человека оно всегда получает реальное выражение. Нередко действия людей сводятся к пустым декларациям, они могут брать на себя заведомо невыполнимые обязательства. Разрыв между словом и делом может иметь место и в сфере пауки, когда схоластическое теоретизирование подменяет реальное изучение явлений. Расхождение между словом и делом может свести на нет любые воспитательные мероприятия.

Борьба с расхождением между словом и делом, формирование активной жизненной позиции личности — это повышение коммунистической идейности, воспитание устремленности к высоким общественным целям, которые зиждятся на практическом воплощении убеждений в практические дела. Вместе с тем ликвидация расхождения между словом и делом — это повышение профессиональной и идейной подготовки труженика социалистического общества, со знанием дела воплощающего в жизнь коллективные и собственные решения.

В условиях развитого социализма данное требование обогащается новым нравственным содержанием. Оно включает в себя в качестве неотъемлемой составной части обязанности личности по отношению к обществу, коллективу, другим людям, что нашло свое законодательное закрепление в новой Конституции СССР 1977 г. Выполнение требования единства слова и дела способствует нравственному самоутверждению личности, ведет к повышению ее ответственности за порученное дело. Вся практика коммунистического строительства, опыт соревнования свидетельствуют о намерении трудящихся сдержать взятое на себя слово, воплотить его в конкретные практические дела.

Для своего нормального функционирования развитой социализм вырабатывает и соответствующие данному этапу общества более высокие нормы нравственности, выступающие регуляторами поведения. Свои регулятивные функции они осуществляют в виде предписаний для всех видов жизнедеятельности. Выдвигаемые новые требования нравственности не являются произвольными образованиями, они отражают то, что уже сложилось в обществе, и одновременно указывают цель для морального воспитания. Выдвижение задачи формирования активной жизненной позиции у каждого советского человека — это новое требование ко всей системе нравственного воспитания на этапе развитого социалистического общества, перерастающего в общество на коммунистических началах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Что показывает флюорография легких заболевания ОГК, как часто можно делать
Флюорография График работы флюорографа С понедельника по пятницу – с 8.00 до 13.00 Технологический перерыв – с 10.30 до 11.00...
Что нужно знать о яичниках; HEROINE
Первичная недостаточность яичников (Гипергонадотропный гипогонадизм, преждевременная менопауза, преждевременное угасание функции яичников, преждевременная недостаточность функции яичников) , MD, University of Virginia...
Что нужно знать родителю о развитии головного мозга и влиянии одурманивающих веществ; Tarkvanem; Aлк
Небольшой экскурс в тайны мозга Небольшой экскурс в тайны мозга Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию...
Что показывает электроэнцефалография (ЭЭГ) головного мозга
Что такое ЭЭГ и зачем она нужна Ученые любят искать первое упоминание своей науки. К примеру, я видел статью, где...
Adblock detector