Что такое; мораль; в современном понимании

Научный коммунизм: Словарь

Мораль коммунистическая

Мораль (лат. mores — нравы, moralis — нравственный) — санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно-идеологический и социально-практический аспекты. К первому относятся общественные нравственные идеалы, нормы, ценности и вырабатываемые на их основе моральные качества, установки, ориентации личности или группы; ко второму — поступки, отношения, в которых объективируется моральная позиция субъекта.

Возможность и необходимость выявления такой позиции обусловлены тем, что объективная детерминация человеческого поведения во многих случаях имеет не «жесткий», однозначный, а альтернативный характер, предоставляя индивиду относительную свободу выбора и, следовательно, порождая ответственность за этот выбор. Взаимодействие индивидуальной ответственности и общественных требований и есть «первичная клеточка» («первоэлемент») нравственности.

Основная функция морали — обеспечение исторической дееспособности общества (класса, группы), согласование общественных и личных интересов, социальное регулирование поведения индивидов.

Поскольку порождаемый частной собственностью социальный антагонизм делает такое согласование в принципе невозможным, в частнособственнических формациях мораль приобретает отчужденный характер, что выражается в обостряющихся противоречиях между пропагандируемыми господствующими классами нравственными ценностями и нравственной практикой, моралью «для себя» и моралью «для других», в нравственном фарисействе, ханжестве, лицемерии. Эти черты и тенденции нравственной жизни эксплуататорского, особенно современного буржуазного общества проявляются и в других сферах его жизнедеятельности, в частности в политике, создают коллизию моральных и эстетических ценностей, характерную для реакционного искусства.

Однако уже в условиях эксплуататорского строя зарождаются и формируются наряду с классовыми и общечеловеческие моральные ценности, выражающие потребности, интересы прогрессивных классов, и прежде всего трудящихся масс. Пролетарская, а при социализме коммунистическая мораль есть наиболее полное и последовательное воплощение прогрессивных тенденций нравственного развития человечества.

М. к. представляет собой одно из проявлений идейно-политического и нравственного единства социалистического общества, его движения к социальной однородности. Основные принципы М. к., сформулированные в моральном кодексе строителя коммунизма, характеризуют главные достижения и цели коммунистического воспитания, черты нравственного облика, свойственные передовой части социалистического общества и формируемые в практике коммунистического строительства у всех его членов. В ряде этих черт (преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, дружба и братство народов СССР, братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами) нашло выражение свойственное социалистическому обществу единство морального и идейно-политического воспитания, нравственности и политики.

По мере воспитания М. к., углубления социалистической демократии в моральном сознании и практическом поведении советских людей, в их отношении друг к другу все в большей мере будет проявляться высокий гуманизм идеалов коммунизма, гармония нравственности и красоты, внутренней и внешней культуры.

Развитие социализма связано с систематическим ростом значения нравственного фактора в жизни общества. Конкретно эта тенденция означает расширение сферы жизнедеятельности, где люди исходят преимущественно из моральных убеждений, ориентируются в первую очередь на нравственные ценности (патриотизм социалистический, коллективизм, взаимопомощь, долг, честь, достоинство и т. д.). Убеждения основываются на знаниях, однако не сводятся к ним. Убежденность — это такой уровень духовного (в частности, нравственного) развития человека, когда утверждение, реализация идеи становится высшим смыслом его жизни, причем не только в большом, но и в малом, во всех аспектах повседневного поведения.

Необходимость формирования именно убежденности, а не просто моральных знаний усиливается в современный период тем, что научно-техническая революция, возрастание интенсивности урбанизации и миграционных процессов влекут за собой существенное ослабление влияния на поступки людей традиционных факторов социализации: стабильной общественной микросреды, непосредственного (визуального) и заинтересованного социального контроля, традиций и обычаев. Нравственное регулирование в современных условиях все в большей степени превращается в саморегулирование, а социальный контроль — в самоконтроль. Что же касается традиций и обычаев, то есть большие возможности для повышения их значения и в системе М. к., однако эти возможности в должной мере еще не используются.

М. к. влияет на все стороны нашего образа жизни. При этом всюду моральный фактор проявляет себя прежде всего как ответственность, дисциплина, единство слова и дела. В. И. Ленин подчеркивал, что для коммуниста нравственность вся в «сплоченной солидарной дисциплине» и «надо, чтобы Коммунистический союз молодежи воспитывал всех с молодых лет в сознательном и дисциплинированном труде» (т. 41, с. 313, 318).

При социализме труд — высшее мерило достоинства и общественного престижа личности, основное средство ее нравственного развития и самоутверждения, проявления и моральности, а значит, и гражданственности, коммунистической сознательности, патриотизма и интернационализма. Причем, поскольку при социализме распределение по труду является наиболее справедливым способом распределения, постольку экономические мотивы трудовой деятельности в социалистическом обществе, по сути дела, не противостоят моральным, а находятся с ними в диалектическом единстве, что ярко проявляется в социалистическом соревновании, объединяющем в себе, с одной стороны, трудовое соперничество, с другой — взаимопомощь соревнующихся.

В свою очередь, нравственная мотивация труда дополняется и обогащается мотивами идейно-политическими (преданность делу коммунизма) и эстетическими (ощущение ритма, красоты трудового процесса, стремление работника воплотить в продукте труда свой эстетический идеал).

Взаимосвязь нравственных, идейно-политических и эстетических мотивов поведения характерна не только для труда, но и для всех других сфер жизнедеятельности людей. В частности, социальное регулирование отношения человека к природе исходит не только из принципа экономической целесообразности, но и из интересов сохранения наиболее ценных с исторической или эстетической точек зрения ландшафтов, заботы о нуждах будущих поколений, о животном мире («братьях наших меньших»).

Читайте также:  Фталазол - инструкция, состав, применение при беременности

Эффективность морального регулирования на современном этапе нашего развития во многом определяется также взаимодействием морали и права, особенно если речь идет о борьбе с антиподами коммунистической нравственности. Для преодоления этих пережитков необходимо использовать и убеждение, и принуждение, и воспитание словом, и строгую силу закона. Перед моралью и правом в социалистическом обществе стоят тождественные в своей основе социальные задачи. Это означает, что правовые нормы и санкции имеют большие морально-воспитательные последствия, а моральное регулирование взаимоотношений между людьми оказывает большое влияние на соблюдение ими правовых установлений.

Поэтому нравственное регулирование должно обязательно сочетаться и взаимодействовать с другими формами регулирования человеческой жизнедеятельности, и прежде всего с правом. По мере дальнейшего движения социалистического общества к коммунизму роль морали в решении экономических и социальных проблем будет неуклонно возрастать. К ней перейдет ряд функций, выполняемых современными политическими, правовыми и социально-административными институтами. Однако этот процесс предполагает не ослабление, а укрепление этих институтов в настоящее время, ибо их деятельность является одним из главных источников формирования нравственной культуры населения, важным средством повышения эффективности и качества нравственного воспитания трудящихся.

Мораль. Нормы и функции морали.

Понятие морали.

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Моральное рассуждение — Moral reasoning

Моральное мышление, также известное как моральное развитие, — это психологическое исследование, которое пересекается с моральной философией . Дети могут принимать нравственные решения о том, что хорошо, а что плохо, с раннего возраста; это делает мораль основополагающей для человеческого существования. Однако моральное рассуждение — это часть морали, которая возникает как внутри, так и между людьми. Выдающимися участниками этой теории являются Лоуренс Колберг и Эллиот Туриэль . Этот термин иногда используется в другом смысле: рассуждение в условиях неопределенности, как это обычно бывает в суде . Именно это чувство породило фразу «к моральной уверенности»; однако эта идея сейчас редко используется вне обвинения присяжных.

Моральное рассуждение можно определить как процесс, в котором люди пытаются определить разницу между тем, что правильно и что неправильно, с помощью логики. Это важный и часто ежедневный процесс, который люди используют, пытаясь поступить правильно. Например, каждый день люди сталкиваются с дилеммой: лгать в той или иной ситуации или нет. Люди принимают это решение, рассуждая о морали своих потенциальных действий и взвешивая свои действия с учетом возможных последствий.

Читайте также:  Антенатальная гибель плода стр

Моральный выбор может быть личным, экономическим или этическим; как описано одним этическим кодексом или регулируется этическими отношениями с другими. Этот раздел психологии занимается тем, как эти вопросы воспринимаются обычными людьми, и поэтому составляет основу описательной этики. Есть много различных форм морального мышления, которые часто диктуются культурой. Культурные различия в высоких уровнях когнитивных функций, связанных с моральным рассуждением, можно наблюдать через ассоциацию сетей мозга из разных культур и принятие ими моральных решений. Эти культурные различия демонстрируют нейронную основу, которую культурные влияния могут иметь на моральное мышление и принятие решений индивида.

В 1983 году Джеймс Рест разработал четырехкомпонентную модель нравственности, в которой рассматриваются способы возникновения моральной мотивации и поведения. Первым из них является моральная чувствительность, то есть «способность видеть этическую дилемму, включая то, как наши действия повлияют на других». Второй — моральное суждение, то есть «способность правильно рассуждать о том, что« должно »быть сделано в конкретной ситуации». Третий — моральная мотивация, которая представляет собой «личную приверженность моральному действию, принятие ответственности за результат». Четвертым и последним компонентом морального поведения являются моральные качества, которые представляют собой «мужественную стойкость, несмотря на усталость или искушение выбрать легкий путь».

Различия между теориями морального рассуждения могут быть объяснены путем оценки умозаключений (которые обычно бывают дедуктивными или индуктивными) на основе заданного набора предпосылок. Дедуктивный вывод приходит к выводу, который является истинным, исходя из того, истинны ли также заданный набор предпосылок, предшествующий выводу, тогда как индуктивный вывод выходит за рамки информации, данной в наборе предпосылок, чтобы основывать вывод на спровоцированном размышлении.

Этот раздел психологии занимается тем, как эти вопросы воспринимаются обычными людьми, и поэтому составляет основу описательной этики . Есть много разных моральных доводов. Моральное мышление определяется культурой, и поэтому его трудно применять; тем не менее, человеческие отношения определяют наше существование и, таким образом, бросают вызов культурным границам.

Содержание

  • 1 Лоуренс Колберг
  • 2 Жан Пиаже
  • 3 Джонатан Хайдт
  • 4 Агусто Блази
  • 5 В философии
  • 6 Пол
  • 7 Ссылки
  • 8 дальнейшее чтение
  • 9 внешние ссылки

Лоуренс Колберг

Лоуренс Колберг — психолог, внесший значительный вклад в область морального мышления, создав теорию морального развития. Его теория является «широко принятой теорией, которая обеспечивает основу для эмпирических данных о влиянии принятия решений человеком на этическое поведение». По мнению Лоуренса Колберга, нравственное развитие состоит из развития менее эгоцентрических и более беспристрастных способов рассуждений по более сложным вопросам. Он считал, что цель нравственного воспитания — научить детей расти от одной ступени к высшей ступени. Дилемма была важным инструментом, который, как он подчеркивал, следует предлагать детям; но также и знания для сотрудничества детей. Согласно его теории, люди проходят три основных этапа нравственного развития от раннего детства до взрослой жизни. Это доконвенциональная мораль, условная мораль и постконвенциональная мораль. Каждый из них разделен на два уровня.

Первый этап доконвенционального уровня — это послушание и наказание. На этой стадии люди, обычно маленькие дети, избегают определенных форм поведения только из-за страха наказания, а не потому, что они считают их неправильными. Вторая стадия доконвенционального уровня называется индивидуализмом и обменом: на этой стадии люди принимают моральные решения, исходя из того, что лучше всего отвечает их потребностям.

Третий этап является частью общепринятого уровня морали и называется межличностными отношениями. На этой стадии человек пытается соответствовать тому, что общество, в котором он живет, считает моральным, стараясь, чтобы его сверстники считали хорошим человеком. Четвертый этап также находится на уровне общепринятой морали и называется поддержанием общественного порядка. Этот этап фокусируется на взгляде на общество в целом и следовании законам и правилам этого общества.

Пятый этап является частью постконвенционального уровня и называется общественным договором и правами личности. На этом этапе люди начинают рассматривать различные представления о морали в других людях и чувствуют, что правила и законы должны быть согласованы с членами общества. Шестой и заключительный этап нравственного развития, второй на постконвенциональном уровне, называется универсальными принципами. На этом этапе люди начинают развивать свои идеи универсальных моральных принципов и будут считать их правильным поступком, независимо от законов общества.

Жан Пиаже

Еще одним психологом, внесшим вклад в область морального мышления, был Жан Пиаже . Он развил две фазы нравственного развития, одну общую среди детей, а другую — среди взрослых. Первая известна как гетерономная фаза. Этот этап, более распространенный среди детей, характеризуется представлением о том, что правила исходят от авторитетных фигур в жизни человека, таких как родители, учителя и Бог. Это также включает идею о том, что правила постоянны, несмотря ни на что. В-третьих, эта фаза нравственного развития включает веру в то, что «непослушное» поведение всегда должно наказываться и что наказание будет соразмерным.

Вторая фаза теории нравственного развития Пиаже называется автономной фазой. Эта фаза чаще встречается после того, как человек повзрослел и больше не является ребенком. На этом этапе люди начинают рассматривать намерения, стоящие за действиями, как более важные, чем их последствия. Например, если человек, который ведет машину, сворачивает, чтобы не сбить собаку, а затем сбивает дорожный знак, взрослые, вероятно, будут меньше сердиться на этого человека, чем если бы он или она сделали это намеренно, просто для развлечения. Несмотря на то, что результат один и тот же, люди более снисходительны из-за доброго намерения спасти собаку. Эта фаза также включает идею о том, что у людей разная мораль и что мораль не обязательно универсальна. Люди в автономной фазе также считают, что правила могут быть нарушены при определенных обстоятельствах. Например, Роза Паркс нарушила закон, отказавшись уступить место в автобусе, что было нарушением закона, но, тем не менее, то, что многие люди считают моральным. На этом этапе люди также перестают верить в идею имманентной справедливости.

Читайте также:  Болит висок с левой стороны причины, что делать

Джонатан Хайдт

Джонатан Хайдт — социальный психолог, который определяет мораль как: внезапное появление в сознании морального суждения, включая аффективную валентность (хорошее – плохое, нравится – антипатия), без какого-либо осознания того, что он прошел через этапы поиска, взвешивания доказательств или сделав моральный вывод. Таким образом, моральная интуиция — это психологический процесс, о котором говорили шотландские философы, процесс, родственный эстетическому суждению. Человек видит или слышит о событии и сразу же чувствует одобрение или неодобрение. Хайдт утверждает, что многие люди не используют сознательные рассуждения для вынесения суждений.

Агусто Блази

Густо Блази — моральный психолог, опровергающий теории Джонатана Хайдта о моральной интуиции и рассуждении. Он согласен с Хайдтом в том, что моральная интуиция играет важную роль в том, как люди действуют. Однако Блази предполагает, что люди используют моральное рассуждение чаще, чем утверждают Хайдт и другие ученые-когнитивисты. Блази выступает за моральное рассуждение и размышление как основу нравственного функционирования. Рассуждения и размышления играют ключевую роль в росте человека и прогрессе общества. Блази, А. (2009).

В философии

Философ Дэвид Хьюм и психолог Джонатан Хайдт утверждают, что мораль основана больше на восприятии, чем на логических рассуждениях. Это означает, что мораль людей основана больше на их эмоциях и чувствах, чем на логическом анализе той или иной ситуации. Юм считает, что мораль связана со страстью, любовью, счастьем и другими эмоциями и, следовательно, не основана на разуме. Хайдт соглашается, утверждая, что рассуждения о моральной ситуации или идее следуют исходной интуиции. Фундаментальная позиция Хайдта в отношении морального рассуждения заключается в том, что «моральные интуиции (включая моральные эмоции) идут первыми и непосредственно вызывают моральные суждения»; он характеризует моральную интуицию как «внезапное появление в сознании морального суждения, включая аффективную валентность (хорошее-плохое, нравится-антипатия), без какого-либо сознательного осознания того, что он прошел через этапы поиска, взвешивания доказательств или вывода заключения «.

У Иммануила Канта был радикально иной взгляд на мораль. По его мнению, существуют универсальные законы морали, которые нельзя нарушать независимо от эмоций. Он предлагает четырехступенчатую систему, чтобы определить, было ли данное действие моральным, на основе логики и разума. Первый шаг этого метода включает формулировку «максимы, отражающей вашу причину действия». На втором этапе кто-то «создает его как универсальный принцип для всех рациональных агентов». Третий шаг — это оценка «мыслим ли мир, основанный на этом универсальном принципе». Если это так, то четвертый шаг — это спросить себя: «Хочет ли [кто-нибудь] максиму стать принципом в этом мире». По сути, действие является моральным, если максима, которой оно оправдано, может быть универсализирована. Например, решая, солгать ли кому-то ради собственной выгоды, нужно представить, каким был бы мир, если бы все всегда лгали, и успешно. В таком мире не было бы смысла лгать, потому что все ожидали бы обмана, делая абсурдной универсальную максиму лжи всякий раз, когда это в ваших интересах. Таким образом, Кант утверждает, что нельзя лгать ни при каких обстоятельствах. Другой пример — попытка решить, морально или аморально самоубийство; представьте, если бы все покончили жизнь самоубийством. Поскольку массовое международное самоубийство не было бы хорошим делом, самоубийство аморально. Моральные рамки Канта, однако, основываются на всеобъемлющей максиме, согласно которой вы должны относиться к каждому человеку как к самоцели, а не как к средству для достижения цели. Этот всеобъемлющий принцип необходимо учитывать при применении четырех вышеупомянутых шагов.

Одно время психологи считали, что у мужчин и женщин разные моральные ценности и рассуждения. Это было основано на идее, что мужчины и женщины часто думают по-разному и по-разному реагируют на моральные дилеммы. Некоторые исследователи предположили, что женщины будут отдавать предпочтение аргументации заботы, что означает, что они будут рассматривать вопросы нужды и жертвы, в то время как мужчины будут более склонны отдавать предпочтение справедливости и правам, что известно как аргументация справедливости. Однако некоторые также знали, что мужчины и женщины просто ежедневно сталкиваются с разными моральными дилеммами, и это может быть причиной воспринимаемой разницы в их моральных рассуждениях. Помня об этих двух идеях, исследователи решили провести свои эксперименты, основываясь на моральных дилеммах, с которыми регулярно сталкиваются как мужчины, так и женщины. Чтобы уменьшить ситуационные различия и понять, как оба пола используют разум в своих моральных суждениях, они поэтому провели тесты на родительских ситуациях, поскольку оба пола могут участвовать в воспитании детей. Исследование показало, что женщины и мужчины используют одну и ту же форму морального рассуждения друг для друга, и единственная разница заключается в моральных дилеммах, с которыми они сталкиваются изо дня в день. Когда дело доходило до моральных решений, с которыми сталкивались и мужчины, и женщины, они часто выбирали одно и то же решение в качестве морального выбора. По крайней мере, это исследование показывает, что разделения по морали на самом деле не существует, и что рассуждения между полами одинаковы в моральных решениях.

Ссылка на основную публикацию
Что такое сращение позвонков и как лечить такую патологию
О строении позвоночника простым языком Строение позвоночника Позвонки Позвоночный столб человека, его еще называют хребет, как и весь скелет, состоит...
Что такое миофасциальная терапия МедПросвита
Мануальная терапия Мануальной терапией называют способ лечения посредством воздействия рук при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Длительное пребывание за компьютером, перед телевизором,...
Что такое молозиво, когда оно появляется после родов, как выглядит, состав, цвет, что делать, если е
Молозиво после родов: что это, когда вырабатывается и почему важно кормить им ребенка Первая полезная пища, с которой знакомится новорожденный,...
Что такое тест по слюне Гей Тест
Анализ на вич в домашних условиях ЧТО ТАКОЕ ТЕСТ ПО СЛЮНЕ Каков механизм анализа слюны на ВИЧ Большинство людей уверены,...
Adblock detector