Формы олигофрении и ее классификация (Сухарева, Певзнер)

Олигофрения у детей с церебральным параличом

Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения двигательного, сенсорного, эмоционально-волевого развития. При этом имеет место выраженная недостаточность по­знавательной деятельности, особенно абстрактного мышления, а также других высших психических функций.Олигофрения разной степени выраженности наблюдается в 35 —50 % случаев ДЦП. Наиболее часто она является результатом корковых поражений мозга, а также сочетанных поражений коры головного мозга и мозжечковой системы, что имеет место при атонически-астатической форме детского церебрального парали-

ча. Кроме того, она наблюдается при генететически обусловленных синдромах детского церебрального паралича.

В большинстве случаев это атипичная форма, характеризую­щаяся неравномерностью проявлений интеллектуального дефек­та. В одних случаях такая неравномерность проявляется в преиму­щественном недоразвитии таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет, в сочетании с типичными для олигофрении признаками — конк­ретностью и инертностью мышления. В других преобладает недо­развитие передних отделов мозга — лобной коры. Эти дети отли­чаются выраженной некритичностью, эйфорией, стойкими нару­шениями произвольной регуляции, двигательной расторможенностью.

Нередко олигофрения у детей с церебральным параличом со­четается с резко выраженной неспособностью ребенка к психи­ческому усилию, с чрезмерной отвлекаемостью, полной бездея­тельностью, трудностью установления контакта с окружающими. Это так называемая атоническая форма олигофрении. Она преоб­ладает у детей с двусторонней гемиплегией и при атонически-астатической форме детского церебрального паралича.

Значительное место в структуре аномального психического раз­вития детей с церебральным параличом занимают недостатки речи. Характерно многообразие форм речевых нарушений у детей с це­ребральным параличом. Они проявляются в виде следующих ос­новных форм:

дизартрия — нарушения произносительной стороны из-за па­тологической иннервации речевых мышц;

алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения или дисфункции корковых речевых зон;

дислексия — существенные трудности в овладении чтением;

дисграфия — нарушения формирования письменной речи;

невротическое и неврозоподобное заикание;

нарушения речи по типу мутизма.

Наиболее частой формой речевой патологии у детей с цереб­ральным параличом является дизартрия.

При дизартрии нарушение звукопроизношения и голоса обус­ловлено поражением речедвигательных механизмов центральной нервной системы.

К особенностям нарушений моторики артикуляционного ап­парата при дизартрии относятся:

— недостаточность произвольных артикуляционных движений

-нарушение мышечного тонуса речевого аппарата;

— недостаточность проприоцептивной афферентации от мышц
речевого аппарата ;

— наличие гиперкинезов и других насильственных движений
при некоторых формах дизартрии;

— влияние патологических тонических рефлексов на мышцы
артикуляционного аппарата, что в свою очередь определяет нали-­
чие патологической проприоцептивной афферентной импульса —
ции от мышц артикуляционного аппарата. Этим обусловлена сла-­
бость ощущений и движений органов артикуляции .

Тесная взаимосвязь патогенетических механизмов двигатель­ных и речедвигательных расстройств при детском церебральном параличе требует специального комплексного подхода к их диа­гностике и коррекции на основе нейроонтогенетического прин­ципа.

Нарушения интеллектуальных функций у детей с различными формами ДЦП

По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный или близкий к нормальному интеллект, у других наблюдается задержка психического развития, у части детей имеет место умственная отсталость. Дети без отклонений в психическом (в частности интеллектуальном) развитии встречаются относительно редко. Основным нарушением познавательной деятельности является задержка психического развития, связанная как с ранним органическим поражением мозга, так и с условиями жизни.

Задержку психического развития при ДЦП чаще всего характеризует благоприятная динамика дальнейшего умственного развития детей. Они легко используют помощь взрослого при обучении, у них достаточное, но несколько замедленное усвоение нового материала. При адекватной коррекционно-педагогической работе дети часто догоняют сверстников в умственном развитии. У детей с умственной отсталостью нарушения психических функций чаще носят тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности – абстрактно-логического мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.

Читайте также:  АНЕУПЛОИДИЯ ХРОМОСОМЫ 21 ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА - Фундаментальные исследования (научный жу

Следует осторожно оценивать тяжесть поражения двигательной, речевой и особенно психической сферы в первые годы жизни ребенка с двигательными нарушениями. Тяжелые нарушения двигательной сферы, речевые расстройства могут маскировать потенциальные возможности ребенка. Нередки случаи гипердиагностики умственной отсталости у детей с тяжелой двигательной патологией.

Ряд нарушений познавательной деятельности характерен для определенных клинических форм заболевания. При спастической диплегии наблюдается удовлетворительное развитие словесно-логического мышления при выраженной недостаточности пространственного гнозиса и праксиса. Выполнение заданий, требующих участия логического мышления, речевого ответа, не представляет для детей с данной формой ДЦП особых трудностей. В то же время они испытывают существенные затруднения привыполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, часто зеркально изображают асимметричные фигуры, с трудом осваивают схему тела и направление. У этих детей часто встречаются нарушения функции счета, выражающиеся в трудностях глобального восприятия количества, сравнения целого и частей целого, усвоения состава числа, восприятия разрядного строения числа и усвоения арифметических знаков. Отдельные локальные нарушения высших корковых функций – пространственного гнозиса и праксиса, функции счета (последнее принимает иногда форму выраженной акалькулии) – могут наблюдаться и при других формах ДЦП, однако несомненно, что эти нарушения чаще всего отмечаются при спастической диплегии.

У детей с правосторонним гемипарезом часто наблюдается оптико-пространственная дисграфия. Оптико-пространственные нарушения проявляются при чтении и письме: чтение затруднено и замедлено, так как дети путают сходные по начертанию буквы, на письме отмечаются элементы зеркальности. У них позже, чем у сверстников, формируется представление о схеме тела, они долго не различают правую и левую руку.

Структура интеллектуальных нарушений при гиперкинетической форме ДЦП отличается своеобразием. У большинства детей в связи с преимущественным поражением подкорковых отделов мозга интеллект потенциально сохранный. Ведущее место в структуре нарушений занимают недостаточность слухового восприятия и речевые нарушения (гиперкинетическая дизартрия). Дети испытывают затруднения при выполнении заданий, требующих речевого оформления, и легче выполняют визуальные инструкции. Для гиперкинетической формы ДЦП характерно удовлетворительное развитие праксиса и пространственного гнозиса, а трудности обучения чаще связаны с нарушениями речи и слуха.

. Сравнительный анализ нарушения интеллектуальных функций при разных формах ДЦП.

Спастическая диплегия. Полученные экспериментальные данные позволяют сделать следующие вывод ы: 1. Общий уровень интеллекта у детей со спастической диплегией располагается, в основном, в диапазоне задержки психического развития. 2. Структура интеллекта у детей со спастической диплегией отличается выраженной диспропорцио-нальностью. Это проявляется в недоразвитии невербальных функций, обусловленном низким уровнем развития зрительно-пространственных и энергетических функций интеллекта. 3. Возрастной анализ показал, что в младшем школьном возрасте наблюдается недоразвитие всех сторон интеллекта (вербальной, перцептивной и энергетической). В среднем и старшем школьном возрасте отмечается выраженная тенденция развития вербальных структур интеллекта, при недоразвитии перцептивных и энергетических характеристик. 4. Корреляционный и факторный анализ позволил выявить качественное своеобразие процесса структурообразования психических функций у детей с ДЦП. При относительно сохранном развитии вербального интеллекта отмечается его автономность, слабая взаимосвязь с невербальными характеристиками интеллекта. Обнаруживается высокая

значимость внимания и памяти в развитии уровневых и структурных характеристик ин-теллекта у детей с ДЦП, а также слабость межфункциональных связей. Итак, у детей со спастической диплегией, так же как и у здоровых детей, с возрастом наблюдаются качест-венные изменения в формировании межфункциональных связей, что проявляется в тен-денции к их интеграции в общей структуре интеллекта. Однако, несмотря на общую пси-хологическую закономерность в развитии межфункциональных связей у здоровых и боль-ных детей, у последних имеют место более низкая возрастная динамика в их развитии, а также качественно иные критерии структурообразования. Все это проявляется в диспро-порциональном развитии интеллекта у детей с ДЦП.

Читайте также:  Ветряная оспа («ветрянка») - Профилактика заболеваний

Гемипаретическая форма ДЦП Сравнительный анализ данных по блокам показал сле-дующее: Статистически достоверны различия по блоку 1 (вербальное понимание). У детей с левосторонним гемипарезом (правополушарный дефект) эффективность выполнения заданий этого блока выше, что указывает на более высокое развитие мыслительных про-цессов, опирающихся на существенное участие логических кодов языка. Статистически достоверные различия получены при выполнении заданий по блоку 2 (перцептивная орга-низация). У детей с правосторонним гемипарезом (левополушарный дефект) выявлены более высокие результаты при выполнении невербальных заданий субтестов. Качествен-ный анализ показал, что дети с левосторонним гемипарезом при выполнении заданий этих субтестов не могли найти нужного направления в расположении деталей и положение элементов на образцах-рисунках. Общими особенностями для детей с левосторонним гемипарезом являются затруднения в анализе пространственных отношений, а также недоразвитие синтетической деятельности, опирающейся на сложные пространственные представления. У детей с правосторонним гемипарезом также наблюдались трудности при выполнении заданий второго блока. Качественный анализ ошибок выявил замедленный темп выполнения заданий и трудности предварительной ориентировки в задании. Грубых нарушений зрительно-пространственного анализа и синтеза в отличие от группы больных с левосторонним гемипарезом у них не наблюдалось. В группе больных с левосторонним гемипарезом в сравнении с правосторонним выявлены более низкие показатели по блоку 3 (память и внимание). Это говорит о выраженном недоразвитии регуляции психических процессов у детей с правополушарным дефектом. Полученные данные подчеркивают высокую значимость правого полушария мозга в онтогенезе зрительно- пространственных функций и регуляторных процессов. Эти данные совпадают с результатами нейропсихологических исследований детей с различными поражениями мозга . При поражении правого полушария в раннем онтогенезе структура нарушений ВПФ сложнее и многообразнее, чем при поражении на более поздних этапах онтогенеза, и они значительно хуже компенсируются в силу высокой значимости правого полушария для развития этих функ-ций в раннем возрасте. Следовательно, разные формы ДЦП у детей и подростков разли-чаются не только частотой интеллектуальных нарушений, но и качественным своеобра-зием структурообразования психических функций в зависимости от степени и тяжести поражения головного мозга.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Олигофрения

ЧТО ТАКОЕ ОЛИГОФРЕНИЯ

Олигофрения – патологическое состояние, при котором существенно недоразвиты мозговые структуры, что ведёт к нарушениям в развитии ребёнка. Прежде термином олигофрения обозначали любые психические расстройства. В начале ХХ века заболевание было изучено и выделено в отдельную группу.

На Западе олигофрению у детей считают отклонением от норм развития. Российская психиатрия склоняется к выводам, что олигофрения — это принципиально иное развитие психики. Структура дефекта при олигофрении отличается тотальностью. При органическом поражении центральной нервной системы происходит изменение интеллекта, речи, эмоциональной сферы, то есть всех нервно-психических функций. Такая структура дефекта при олигофрении ведёт к изменению личности в целом.

Олигофрения или умственная отсталость может развиваться сама по себе, а может сопровождать другое заболевание, например, ДЦП. Диагноз умственная отсталость имеет 1-3% населения земли. Статистика условная, пациенты с лёгкой формой олигофрении могут вполне успешно адаптироваться в жизни и не состоять на учёте у врачей.

СИМПТОМЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Выявить олигофрению у детей в возрасте до 3-х лет бывает проблематично. Критерии определения уровня зрелости и развитости психики рассчитаны преимущественно на детей дошкольного и школьного возраста. К тому же, в лёгкой степени олигофрения в первые годы жизни ребёнка может не сказываться на физиологическом развитии. Малыш может научиться переворачиваться, сидеть, стоять вовремя, по возрастным нормам. При этом именно ранняя диагностика симптомов олигофрении у детей даёт шанс на успешную адаптацию.

У новорождённых детей по следующим симптомам олигофрению можно заподозрить:

  • непропорциональное строение лица и головы (слишком выпуклый лоб, расплющенный нос и т.д.)
  • патологии внутренних органов (диагностируемые соответствующими специалистами)
  • очень бледная кожа с кисловатым запахом
  • светло-голубой, почти прозрачный цвет глаз
  • отсутствие рефлексов и др.
Читайте также:  Менактра инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Menactra

После года дети, страдающие олигофренией, особенно в тяжёлой форме, уже заметно отличаются от ровесников. В этом возрасте к симптомам олигофрении относят:

  • речевые нарушения (отсутствие лепета, простых слов, неправильное звукосочетание);
  • сниженный интерес к окружающим предметам, природе, животным;
  • отставание в физическом и психическом развитии (неустойчивая походка, непроизвольные движения рук, покачивания);
  • отсутствие узнавания близких людей, даже матери;
  • несоответствие эмоций и ситуации (истерики на пустом месте и, напротив, смех в присутствии плачущих детей) и др.

С двух до трёх лет дети, страдающие олигофренией, по развитию не отличаются от годовалых малышей, поскольку не способны к обучению и познанию мира. Как правило, в этом возрасте уже очевидны симптомы олигофрении, можно ставить диагноз и определять степень поражения.

Важно!

В НИИ Дети Индиго представлено уникальное диагностическое оборудование, способное оценить работу и сделать прогноз дальнейшего развития нервной системы уже с первых месяцев жизни. ранняя диагностика – залог успешной коррекции многих неврологических патологий!

СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ

Выделяют 4 степени олигофрении:

лёгкая (ранее обозначалась термином дебильность). Внешне могут не отличаться от других детей. Обладают достаточным словарным запасом, могут выражать свои мысли, считать, читать, выполнять бытовые действия. Однако, в обычной школе учиться им крайне тяжело: плохо запоминают материал, не способны усваивать большой объём информации, нарушено абстрактное и логическое мышление.

умеренная (имбецильность) – дети, страдающие олигофренией умеренной степени, имеют скудный словарный запас, испытывают трудности в общении с окружающими. Способны самостоятельно есть, одеваться, умываться. Более сложные бытовые действия им не поддаются, как и полноценное обучение. Дети с умеренной степенью олигофрении могут заниматься только в коррекционных школах.

тяжёлая степень — отклонения в развитии психики заметны даже внешне: изменённые черты лица, дефектная речь, нарушение моторики, повторяющиеся действия. Тяжёлая степень олигофрении у детей не позволяет им обучаться. Такие дети, даже становясь старше, не способны существовать без помощи родных.

глубокая (идиотия) – часто не способны на простые действия (не могут держать даже ложку в руках), не могут разговаривать (лишь издают отдельные звуки), не могут воспринимать речь окружающих, не понимают названия предметов. Эмоции демонстрируют двух видов: безудержная радость и негатив (слёзы, истерика). Задать вопрос

ПРИЧИНЫ ОЛИГОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ

Вызывать врождённую олигофрению у детей могут внутренние факторы – это наследственные, генетические патологии. В частности, хромосомные аномалии (яркий пример – синдром Дауна), обменные нарушения и т.д. Хромосомные аномалии сегодня выявляют на раннем этапе беременности, это даёт возможность родителям заранее быть готовым к рождению необычного ребёнка.

Вызывать олигофрению у детей могу внешние факторы: перенесённые во время беременности матери серьёзные инфекционные заболевания, употребление при беременности алкоголя и наркотиков, гипоксия или асфиксия при родах, родовые травмы головы, резус-конфликт у матери и будущего ребёнка и т.д.

Спровоцировать олигофрению могут сразу несколько факторов, тогда заболевание относят к смешанному типу. Приобретённая олигофрения у детей может развиться из-за черепно-мозговой травмы, опухоли головного мозга, перенесённой кори, менингита в младенческом возрасте и др. причин.

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ОЛИГОФРЕНИЮ

Заболевание не поддаётся полному излечению, кроме вовремя обнаруженной олигофрении, вызванной нарушением обмена веществ. В качестве поддерживающей терапии детям с диагнозом олигофрения назначают специальную диету, витаминные комплексы, а также препараты для улучшения деятельности головного мозга.

Важно!

Очень важна для детей с олигофренией психологическая и социальная реабилитация по специальным программам. В НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» готовы оказать квалифицированную медицинскую помощь детские специалисты различного профиля. Приём ведётся в Челябинске. Запишитесь на консультацию по лечению заболевания — олигофрения.

Ссылка на основную публикацию
Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение
Формы мышления: что это такое в психологии, что к ним относится, примеры Личность, которая еще даже не получила школьное образование,...
Флемоксин Солютаб для детей инструкция по применению, дозировки 125, 250 и 500 мг
Флемоксин Солютаб Флемоксин Солютаб: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Flemoxin Solutab Код ATX: J01CA04 Действующее вещество: амоксициллин (amoxicillin)...
ФЛОГЭНЗИМ таблетки — инструкция по применению, дозировки, аналоги, противопоказания — Здоровье
Phlogenzym, 200 таблеток Выбранное количество недоступно. Выбрать другое количество БЕСПЛАТНО HA ПАКОМАТ LATVIJAS PASTS. Предупреждение, задержка доставки из-за загрузки пакоматoв!...
Формы олигофрении и ее классификация (Сухарева, Певзнер)
Олигофрения у детей с церебральным параличом Олигофрения при церебральных параличах является одним из компонентов сложного дефекта, включающего описанные выше нарушения...
Adblock detector