Эвтаназия что это — процедура убийства или акт милосердия

Виды эвтаназии

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти — на практике достаточно часто встречается и у нас в стране. Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале (2004г. — С. 357-360), 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти.

Но основным предметом дискуссии стала эвтаназия активная, и теперь когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду именно эту ее разновидность.

Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1) «Убийство из милосердия» — происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.

2) «Самоубийство, ассистируемое врачом» — происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3) Собственно активная эвтаназия — может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

По данным Американской медицинской ассоциации, большая часть больных, умирающих в больницах США, уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. Считается, что негласно существует подобная практика и в России при том, что активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в попытках оправдать умышленное причинение врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо его близких.

Если принять во внимание все многообразие традиций и взглядов конкретного сообщества (так называемый принцип социально-культурного контекста), можно заключить, что эвтаназия не будет являться единственной системой помощи при умирании.

Как альтернатива эвтаназии, есть специальная система медицинской помощи, болеутоляющих средств, дающих возможность уйти достойно, не прибегая к активной эвтаназии, это паллиативный уход.

Этико-правовые аспекты эвтаназии

Говоря об эвтаназии, возникает два вопроса — моральный («Что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?») и юридический («Должны ли подобные действия быть запрещены законом?»). Намеренное умерщвление невинного всегда является нравственным злом. Эвтаназия — намеренное умерщвление невинного человека. Значит, эвтаназия — нравственное зло.

Как известно, два вида убийства принимаются даже многими из самых рьяных противников эвтаназии — самооборона и наказание. Ни один из них не является несправедливым, по сути — ни один из них не является злом.
Попытаемся привести аргумент в пользу того, что эвтаназия выходит за рамки несправедливого убийства на основании двух ключевых утверждений.

Первое — состояние некоторых людей таково, что им лучше умереть, чем продолжать жить. Второе утверждение заключается в том, что оказание помощи кому-либо в улучшении его положения всегда нравственно допустимо.

Предполагаемое исключение из общего запрета на умерщвление, допускающее добровольную эвтаназию, действительно отличается от исключений смертной казни и защиты. Отличие в следующем: исключение наказания и защиты позволяет государственным властям реагировать на действия (были ли они абсолютно сознательны или же сделаны по неведению), создающие напряжение между частным благом виновного или вредного человека и общим благом покоя. Причиняемый виновному или вредному человеку вред (здесь — смерть) есть необходимое средство достижения общего блага. Из-за своих действий против общего блага такие люди теряют право на частное благо в той степени, которая необходима для восстановления общего. Ничего подобного нельзя сказать об эвтаназии. Здесь нет противоречия между благом страдающего, искалеченного или смертельно больного и общим благом. Нет ни одного действия с их стороны, на основании которого их смерти должны или даже могут быть объявлены расплатой за что-либо.

В основе общепринятого разрешения эвтаназии лежит принцип самоуправления, то есть утверждение, что каждый человек имеет право принимать свои собственные решения о действиях, которые влияют исключительно на него самого. Подобно гильотине, эвтаназия может попасть в руки людей менее человечных, чем ее изобретатели.

Говоря об эвтаназии, неизбежно приходится сталкиваться с понятием неизлечимости. Широко известно, насколько велика возможность ошибки, когда врачи строят свои прогнозы. К тому же понятие неизлечимости в большой степени зависит от средств и возможностей, имеющихся в данный момент их распоряжении. Разрешение применения эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей по решению врачей или согласию родственников неизбежно приводит:

• к криминализации медицины и к потере доверия общества к институту здравоохранения;

• к умалению достоинства врача и извращению его профессионального долга;

• к снижению темпов развития медицинского знания, в частности разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения пока еще неизлечимых заболеваний и т.п.;

• к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди “не убий”.

Даже в странах, поддерживающих эвтаназию, признают, что в большинстве случаев просьбы пациентов о смерти вызваны болью и депрессией. И зачастую облегчить моральные и физические страдания больного — задача, для врача вполне выполнимая. Стоит задуматься, чего на самом деле желает человек, когда говорит, что хочет умереть, ведь просьбы о смерти ежедневно слышат медики любой больницы. Боится ли он неизвестности, боли, одиночества, не хочет быть обузой для близких? Может быть, страдающий человек сможет воспользоваться болезнью как поводом подвести итоги своей жизни, сделать какие-то выводы, простить, примириться. Не пропустить этот момент — задача тех, кто рядом с ним.

Отношения врача и пациента в этом случае, как и во многих, регулируют »Основы законодательства Украины об охране здоровья граждан».Встатье 52 «Оказание медицинской помощи больному в критическом для жизни положении» сказано:«Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии — умышленного ускорения смерти или умерщвления неизлечимо больного с целью прекращения его страданий или прекращением искусственных мер по поддержанию жизни».

Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Украины.

Что такое эвтаназия, как она проходит и в каких странах разрешена

Это понятие хорошо известно не только в медицинских кругах – что такое эвтаназия зачастую знают и обычные обыватели. Она нередко оказывается темой философских дискуссий и жарких споров, но чаще речь идет о теории. Люди, столкнувшиеся на практике с «Законом о добровольной смерти», обычно не знают, какое принять решение. Для начала следует подробно изучить вопрос.

Что такое эвтаназия?

Иногда определение применяют, сталкиваясь с усыплением животных. Идея процедур обрела популярность еще в начале минувшего века в Европе. Все изменил период Второй мировой войны и нацисты, придумавшие программу Т-4. Эвтаназия перестала ассоциироваться с актом милосердия. Напомним, что в то время немцы массово убивали инвалидов, психически нездоровых и болезненных людей. Существовала и программа, предполагающая ликвидацию детей, столкнувшихся с наследственными болезнями.

Спустя десятилетия сторонники эвтаназии снова начали пропагандировать этот метод в Европе и Америке. У процедуры немало противников, но это не мешает ей набирать популярность.

Эвтаназия – это сложный выбор, но его приходится делать людям, переживающим сильные муки. Некоторые полагают, что такая медицинская услуга идет в разрез со знаменитой клятвой Гиппократа, где говорится: «Клянусь не давать смертельного лекарства, даже если меня об этом попросят». Противники «Закона о добровольной смерти» указывают и на принцип, обязывающий врачей бороться с недугом пациента до последнего вздоха.

Читайте также:  Импрессионный перелом мыщелка бедренной кости латерального

Современная медицина способна продлить жизнь на длительный срок, и приверженцы умерщвления считают, что это делает больных заложниками сверхгуманизма. Бурные дискуссии продолжаются много лет.

«Эвтаназия» произошла от греческих слов «Смерть» и «хорошо». Впервые эти понятия в медицинском контексте были использованы ученым Фрэнсисом Бэконом в конце XVI века. Он заявил, что врач должен не лишь исцелять пациента, но и избавлять от мучений, вызванными недугами, от которых нет лечения.

Виды эвтаназии

В целом имеется два вида медицинского умерщвления.

Активная эвтаназия

Под активной эвтаназией подразумевается ситуация, когда некие действия, приближающие смерть пациента, совершаются по его просьбе. Например, смертельная инъекция. Укол делается медицинским работником – происходит «ассистированное самоубийство». Во втором варианте пациент сам принимает или вводит средство умерщвления.

Неоднозначные взгляды на процедуру со стороны медицины и общества породили и неоднозначность юридических оценок. При активной эвтаназии происходит преднамеренное действие с целью прерывания жизни, и это всегда трактуется двояко. Бывает умерщвление из сострадания — врач прерывает жизнь пациента, переносящего жуткие страдания и не имеющего надежды на исцеление. При добровольной эвтаназии – пациент уходит из жизни, воспользовавшись помощью медика.

Пассивная эвтаназия

При пассивной эвтаназии жизнеподдерживающее лечение не начинается или пациент отказывается от ранее намеченного курса лечения. Речь идет о недопустимости применения для сохранения жизни пациента экстраординарных или других средств, если он от них отказывается. Предполагается и отказ от дальнейшего лечения (в него не входит обезболивание). По желанию больного прекращаются искусственное питание, внутривенные вливания. При пассивном виде не предпринимаются попытки реанимации человека, если какой-то орган отказал и наступила смерть. Больной может покинуть лечебницу, чтобы скончаться дома, и ему в этом не препятствуют. Нередко практикуется в странах, где запрещена активная форма.

Под этим понятием подразумевается не просто безболезненная кончина, а смерть по желанию больного или его близких (если пациент безвозвратно потерял сознание) при активном или пассивном содействии медицинского работника. Эти темы затрагивают глубинные слои существования человечества, и общепризнанные общественные темы, что и придает остроту дискуссиям.

Ситуация в России

С начала 20-го века в отечественной медицине применима практика отказа от лечения. В 2011 году она получила подкрепление в виде Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно нему, у больного (или его представителя, если он в вегетативном состоянии) есть право отказаться от вмешательства медиков. Сюда входит и искусственное поддержание жизни: вентиляция легких, искусственное питание, сердечно-легочная реанимация и так далее.

Однако отказ от вмешательства врачей еще не является эвтаназией. В Российском законодательстве она запрещена законом. Что же ждет неизлечимо больных на финальной стадии? Приверженцы развития паллиативной медицины полагают, что пациент может достойно жить на заключительных этапах тяжелых недугов: это обеспечивается качественным уходом. Разграничивается желание умирающего уйти из жизни и избавиться от сильной боли. Упор делается на хорошо подобранное обезболивающее и доступность морфина по требованию – тогда пациента перестают преследовать навязчивые мысли о кончине.

В каких странах официально разрешена эвтаназия

Эвтаназия – это довольно спорный метод прерывания жизни, но есть страны, где он официально разрешается.

Нидерланды

Первая страна в мире, где эвтаназия легализована. В 2002 году большинство граждан государства положительно проголосовали за это решение. Ограничение в том, что пациенту не разрешено быстро реализовать это решение. Так и врач не может принять такой «заказ». Нужно дождаться одобрения решения от специального «комитета по этике».

Соблюдаются и прочие условия, необходимые для выдачи согласия комитета. Разрешение выдается лишь неизлечимо больным или страдающим от боли, ничем не заглушаемой. Врачу предстоит удостовериться в обдуманности и добровольности желания пациента. Закон действует лишь для нидерландцев – иностранцам услуга не предоставляется.

Швейцария

Популярна среди иностранцев, интересующихся эвтаназией. Процедура проводится не только представителям местного населения, но и иностранцам. В Швейцарии зарегистрированы шесть организаций, готовые решить все формальности с процедурой по умерщвлению людей. Большая часть работает исключительно с иностранными гражданами.

Прибыв в Цюрих, пациент попадает на осмотр к врачу, затем следует подписание документов. Эта же организации может позаботиться о похоронах.

Бельгия

Закон принят в 2002 году, вслед за Нидерландами. Доступно только бельгийцам, постоянно проживающим в государстве. Болезнь пациента, рассчитывающего на эвтаназию, должна быть неизлечимой и причинять нестерпимые муки – в противном случае в эвтаназии откажут.

Бельгия – первая страна, легализовавшая эвтаназию для детей любых возрастов. Закон приняли в начале 2014 года. Многие протестанты выразили мнение, что этим правительство не расширило, а ущемило права детей, не в полной мере осознающих силу подобных решений.

Процедура разрешается в нескольких штатах. В Орегоне «Закон о достойном уходе» был принят еще в середине 90-х. На легальную смерть могут рассчитывать пациенты, которым по заключению врача, осталось жить не больше полугода. Претендент на эвтаназию должен выразить свое желание в письменной или устной форме в присутствии незаинтересованных свидетелей, и повторить его через полмесяца.

В 2008 закон приняли в Вашингтоне, еще через год – в Монтане. Позже присоединились Вермонт и Калифорния.

Канада

Летом 2016 года стало известно о легализации эвтаназии на территории Канады. Несмотря на принятый закон, врачи не спешат соглашаться с ним. Отмечается, что процедура доступна психически здоровым людям, испытывающим нетерпимые муки. При этом смерть должна быть «обоснованно предсказуема». Докторов смущают формулировки, и риск неправильно интерпретировать слова «нетерпимые муки».

Мексика

В начале 2017 года Мексика решилась на легализацию «смерти по желанию». Тогда в Мехико приняли первую в истории Конституцию города, включающую «Закон о достойной смерти».

Как проходит данная процедура

Процедура предполагает соблюдение несколько пунктов, и лишь при их соблюдении она может осуществиться. Некогда появилось мнение, что после легализации эвтаназии, началось злоупотребление ею. Эта проблема присутствовала и в Нидерландах, первой стране, узаконившей добровольную смерть с помощью медицины. После длительного обсуждения в парламенте были согласованы критерии, необходимые при эвтаназии.

Большинство из них соблюдены и в других странах:

  • Врач должен убедиться в добровольности и обдуманности решения больного.
  • Врач должен увериться, что недуг неизлечим и физические муки пациента невыносимы. Важно удостовериться и в отсутствии другого способа избавить человека от мук.
  • Пациент должен быть полностью проинформирован о деталях текущего состояния его здоровья и прогнозах относительно оставшегося срока жизни.
  • Врач с пациентом совместно должны прийти к решению, что эвтаназия – лучший выход.
  • Это же заключение должен подтвердить другой доктор, работающий отдельно от лечащего врача, но знакомый с историей болезни пациента.
  • Процедуру проводит исключительно врач и лишь с применением медицинских средств.
  • В Нидерландах процедура добровольна для пациента и для врача. Никто не в праве требовать от медика ее проведения, если это противоречит его религиозным или другим убеждениям.

По данным многочисленных опросов, проводившихся в разных странах, врачи негативнее относятся к эвтаназии, чем население. При этом молодые медики более лояльны к ней, что говорит о том, что и в будущем отношение врачей у «умерщвлению по просьбе» будет терпимее.

Препараты для эвтаназии человека

Обычному покупателю в аптеке такие препараты недоступны. Даже если вы неизлечимо больны, все равно подобные «лекарства» вам не продадут, и рецепт на них не выпишут в больнице.

Эти медикаменты применяются лишь специалистами в медицинских учреждениях, допускающих такого рода процедуры. Некоторые доктора делают инъекции, в основе которых находится барбитуровая кислота. Она провоцирует спазмы дыхательных путей, что ведет к летальному исходу. Кислота для эвтаназии вводится в составе с другими препаратами.

Врач делает укол в качестве анестезии, дожидаясь глубокой фазы наркоза. После этого делается второй укол, расслабляющий мускулатуру. Межреберные мышцы и диафрагма перестают сокращаться – дыхание останавливается, наступает смерть. На сегодняшний день нет стопроцентных данных, что при этом пациент ничего не ощущает. По мнению некоторых специалистов, не исключено ощущение удушья.

При эвтаназии может применяться и другая комбинация препаратов. Сначала ставится укол барбитурата, потом вводятся антиаритмические препараты, останавливающие сердце. Это может сопровождаться судорогами, поэтому способ применяется реже. Врач самостоятельно определяет, какой препарат использовать при эвтаназии, основываясь на результатах анализов.

Читайте также:  Простатилен®(Prostatilenum®) инструкция по применению, показания

За и против

Мнения относительно эвтаназии разделены, и у приверженцев каждой стороны имеются свои доводы «за» и «против». Какие пункты называются той или иной стороной?

Доводы противников эвтаназии

  • Врачебные ошибки. Доктор может неверно диагностировать смертельный недуг, и человек, еще способный вылечиться, идет на эвтаназию.
  • Убийство. Некоторые считают эвтаназию убийством, которое могут провоцировать, например, родственники, заинтересованные в скорейшем получении наследства.
  • Несогласие с волей Бога. По убеждениям верующих, люди являются творением господним, что накладывает на них разные ограничения. Только Бог определяет продолжительность жизни человека, и то, как она будет закончена.
  • Необратимость. Пациент может попросить эвтаназию, и потом передумать, но процесс уже нельзя будет вернуть вспять.
  • Замедление прогресса. Узаконенная во всех странах эвтаназия перестанет стимулировать ученых на разработку новых препаратов, облегчающих боль и продлевающих жизнь.

Доводы приверженцев эвтаназии

Гуманность. Предполагается, что эвтаназия переносится безболезненно, что делает такой уход из жизни весьма гуманным. Сторонники эвтаназии полагают, что лучше прекратить чужие страдания, а не продлевать мучения, поддерживая в пациенте жизнь.

Право человека на смерть. Люди имеют право распоряжаться своей жизнью и телом, имея право выбрать день смерти. По мнению приверженцев эвтаназии, смерть – личное дело, и если она не несет никому вреда, то никто не имеет права мешать больному осуществить задуманное гуманным способом.

Экономия медицинских препаратов. Справедливое распределение медицинских ресурсов. Многие медицинские препараты ограничены количеством. Нередко они тратятся на поддержание жизни пациента, желающего умереть и не имеющего шанс на выздоровление. В то же время больные, способные выжить, иногда остаются без нужных ресурсов.

Отношение россиян

В России «Закон о добровольном уходе их жизни» не действует, и местное население относится к нему неоднозначно. Согласно различным исследованиям, на постсоветском пространстве отношение к легализации процедуры преимущественно негативное. Например, в сознании некоторых респондентов присутствует установка, что в критическом положении их могут лишить жизни для минимизирования бюджетных расходов.

Максим Руднев, российский исследователь, решил выяснить, что влияет на отношение россиян к добровольному уходу из жизни в медицинских условиях. Проведенный репрезентативный опрос 1200 респондентов дал интересные результаты. Опрошенным предлагалось оценить три состояния больного – умирает, мучается, ощущает себя бременем. Состояния комбинировались с несколькими вариантами эвтаназиями (пассивная, активная, непрямая эвтаназия и ассистированное самоубийство). Опрошенным предлагалось ответить, нужно ли при желании пациента принять какой-то вид умерщвления.

Стало очевидно, что отношения к эвтаназии определяет доверие к медикам и системе здравоохранения. Менее половины респондентов ответили, что доверяют мнению врача в вопросах лечения. Выяснилось, что люди, не доверяющие врачам, в основном негативно относятся и к эвтаназии.

На мнение влияла и религиозность опрашиваемого. Чем религиознее человек, тем меньше он допускает возможность прерывания жизни с помощью докторов. Состояние больного при этом роли не играет.

Даже если пациент страдает от неизлечимой болезни и невыносимых мук, прося об эвтаназии, только 27% респондентов позволили бы врачам ввести близкому человеку смертельный препарат. При этом 36% согласились бы на пассивную эвтаназию (прекращение лечения).

Добровольная смерть и религия

Понятие эвтаназии существует давно, и мнения о ней складывались разные. Представители авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) полагают, что Бог даровал человеку жизнь и лишь он вправе ее забирать в нужный час. Соответственно, доктор прерывающий жизнь пациента, идет против божьего провидения и нарушает заповедь, запрещающую убивать.

Пациент, просящий о такой услуге, по убеждению верующих, делает это под действием разума, затуманенного муками, и, значит, соглашаться с его доводами нельзя. Никто не получает страданий больше, чем ему полагается для искупления грехов. Прекращение искусственного поддержания жизни не порицается.

Умерщвление человека не одобряется и буддистами, считающими его недопустимой в любой форме. По их мнению, если человек болен тяжело и неизлечимо, то на это имеется веская причина. Вмешательство в ход чужой жизни врачом чернит его карму, ведь смерть – этап перерождения, и если его прервать, то оно будет неблагоприятным. Схожим образом это трактуется и в индуизме.

Паллиативная медицина – альтернатива эвтаназии

С недавнего времени общество и врачи все чаще обсуждают готовность прибегнуть к такой исключительной мере освобождения безнадежного и страдающего больного от страдания как эвтаназия, когда пациент сам просит о смерти. О моральных аспектах технологии в кризисный период медицинский обозреватель РИА АМИ Ирина Власова расспросила председателя Правления Российской Ассоциации паллиативной медицины, д.м.н., профессора Георгия Новикова.

— Георгий Андреевич, как, на Ваш взгляд, следует относиться к этой проблеме? Это устаревший запрет или возможная «вседозволенность», опасная на практике? Как Вы оцениваете такой шаг с моральной точки зрения?

— Эвтаназия – это прекращение жизни человека, который страдает тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и испытывает невыносимые страдания от продолжения жизни. Данный метод применяется лишь в некоторых странах. В Российской Федерации медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Более того, она приравнивается к умышленному убийству и карается по статье №15, часть №1 УК РФ. Так что в любом случае любое понимание проблемы эвтаназии тесно связано с юридическими законами.

— Бывает активная эвтаназия, пассивная, добровольная, недобровольная – как тут разобраться?

— Пассивная эвтаназия – это отключение больного от аппаратов, поддерживающих его жизненные функции. Активная эвтаназия – введение человеку, который страдает неизлечимым заболеванием, специальных препаратов, помогающих умереть быстро и безболезненно. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе самого тяжелобольного или в соответствии с юридическими документами, оформленными ранее, где человек сам распорядился своей жизнью и высказал добровольную волю применить эвтаназию, если он впадет в кому, и будет не в состоянии лично передать такую просьбу о своём умерщвлении. Недобровольная эвтаназия проводится по просьбе родственников, если больной находится в коме, и прогнозы врачей по выздоровлению самые неблагоприятные.

— Где в мире разрешена эвтаназия?

— Разрешена эвтаназия в Нидерландах. Это первая страна, в которой уже в 1984 году Верховный суд признал добровольную эвтаназию приемлемым способом ухода из жизни, чтобы прекратить невыносимые страдания. В Бельгии легализовали эвтаназию в 2002 году. И в 2003 году 200 смертельно больных пациентов добровольно ушли из жизни, в 2004 году эвтаназия была проведена 360-и пациентам. В США в 1994 году эвтаназию разрешили проводить в штате Орегон, а в ноябре 2008 года – в штате Вашингтон, но в марте 2012 года запретили эвтаназию. Швейцария, Швеция, Люксембург, Австралия и Канада выпустили законопроекты, разрешающие отключать больных от аппаратов искусственного поддержания жизни или введения препаратов, с помощью которых больной умрет безболезненно. Есть разрешающий закон в Германии. Но я думаю, что поскольку занимаются этим частные компании, то на первый план выходят экономические соображения, а не моральные, и лучше бы, на мой взгляд, держаться от этого бизнеса подальше.

— Почему же там разрешили эвтаназию, и почему не разрешают у нас?

— В ряде случаев, чтобы иметь возможность поддерживать жизнь, необходимы большие финансовые затраты, этот тяжелый груз ложится на родственников больного, ну и на мой взгляд, каждый человек имеет право на свободу выбора. Эвтаназия нравственно допустима только в самых редких случаях и без ассистенции медицинского персонала. Но этой практикой до того легко злоупотребить, что любая легализация эвтаназии, по-моему, принесет больше вреда, чем милосердия.

Сам термин «эвтаназия» впервые употребил еще Ф. Бейкон в XVII столетии для определения «легкой смерти», и с XIX века слово означает «умертвить кого-либо из жалости». Причем идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это».

Клятва Гиппократа – это прямое противоречие осуществления эвтаназии! Да и кто будет выполнять такую функцию? Кому и какую выдавать лицензию для выполнения таких действий? «Врач-убийца» — как бы его ни назвали? Это неприемлемо. Медики и на Западе отказываются выполнять такую функцию. Да и путь от добровольной эвтаназии к недобровольной слишком быстро формируется. С точки зрения религиозной, я тоже не знаю ни одной религии, которая одобряла бы такой шаг. Церковь и любое вероисповедание полностью осуждает суицид и эвтаназию. Это пример умерщвления невинного, что является моральным злом и не должно быть допустимо законом.

Читайте также:  Как выпить кофе, заснуть и проснуться лучшим сотрудником в офисе

— Те, кто выступают за эвтаназию, говорят о милосердии…

— Говоря об эвтаназии, неизбежно приходится сталкиваться с понятием неизлечимости, но всегда ли можно с уверенностью говорить, что больной неизлечим? Широко известно, ошибки в диагнозах не исключены, когда врачи строят свои прогнозы. Во многом, понятие неизлечимости зависит от средств и возможностей, имеющихся в данный момент у врачей. Даже исторически известен случай с врачом, который помог умереть сыну, больному дифтерией, а затем услышал об открытии противодифтерийной сыворотки Roux.

— Если говорить о невозможности исправить решение, видели ли вы лично в своей практике «чудесные исцеления»?

— Представьте себе, видел. Один случай касался больного, которому диагностировали рак, а впоследствии диагноз оказался ошибочным. Второй смертельный прогноз был сделан женщине с гинекологическим заболеванием, тоже оказался врачебной ошибкой. В третьем случае болен был известный художник, которому поставили диагноз опухоль позвоночника, а речь шла о туберкулезном повреждении, и он прожил еще несколько лет…

— Но что можно сказать об альтернативе эвтаназии? Недавние новые суициды говорят о том, что проблема далека от решения.

— Все равно единственной альтернативой я вижу доступность паллиативной помощи, тем более, что ее гарантирует как бесплатную помощь, государство, только активнее необходимо проводить в жизнь эту систему. Я убежденный противник эвтаназии.

Сейчас есть современные медикаментозные и нейрохирургические и иные возможности устранять страдания, обеспечивать приемлемое качество жизни. Когда-то в молодости я работал реаниматологом, и у меня были сомнения на этот счет, но чем старше я становлюсь, тем глубже понимаю, что врач не Господь Бог, и врач не может брать на себя функцию судьи – и решать, кому жить, а кому не жить, врач только может помогать уменьшить страдания. Так что вижу паллиативную медицину реальной альтернативой таким смертельным практикам.

А если кто-то говорит о суицидальных настроениях или попытках пациентов покончить с собой по причине боли – в первую очередь, надо устранить эту причину. Более 25 лет я вижу, что если пациент нормально обезболен, обычно таких намерений он не высказывает, не обсуждает с персоналом, и его качество жизни приемлемо. Психика пациента подстраивается под тяготы и лишения. Нельзя больного «списывать со счетов». Если есть нормальная система помощи больному — физиологическая, психологическая, религиозная, есть поддержка родственников и коллег, то больной остается участником важных семейных событий, видит своих внуков, как же мы можем говорить об эвтаназии!

Тягостные симптомы можно убрать лекарствами, ведь если не говорить об онкологии, в которой болезнь быстро прогрессирует, то при других патологиях, скажем, при инсульте, рассеянном склерозе, астме, ревматологических заболеваниях, пациент может прожить еще годы, адаптируясь к болезни, и получая квалифицированную медицинскую помощь и социальную поддержку. А если у человека просто от тяжелого заболевания развилась депрессия? Как же живут в цивилизованных государствах инвалиды? Они создают семьи, помогают друг другу, часто работают.

— Но смогут ли родственники страдающего пациента также твердо сказать «нет»?

— Необходимо создать систему паллиативной медицинской помощи, стационары, куда можно положить тяжелого больного, в том числе на время «отпуска» близких людей. Чтобы родственники могли отдохнуть, выспаться, наконец. И конечно, доступной должна быть паллиативная медицинская помощь в конечном периоде жизни с эффективным контролем хронического болевого синдрома.

Кроме родственников и друзей должен быть обученный медперсонал. Там, где произошел суицидальный случай необходимо гласно разбираться с причинами произошедшей трагедии, все ли было сделано, чтобы помочь больному. Убежден, сейчас есть все условия, чтобы общество повернулось лицом к проблеме, чтобы с болевым синдромом люди научились жить как с диабетом. Необходимо преодолеть косность, нерасторопность, а нередко непрофессионализм и бюрократизм.

— Почему вы этим занимаетесь с таким вниманием?

— Глупо было бы думать, что нас минует чаша сия, как говорится «все мы смертны», поэтому мы пытаемся сделать все возможное, чтобы выстроить систему паллиативной медицинской помощи в РФ. Мой учитель из МНИОИ им. П.А.Герцена профессор Н.А.Осипова учила нас — своих учеников, эффективной и безопасной терапии хронической боли. Как знать, когда-то такое искусство может потребоваться и нам самим, и нашим близким.

Если раньше и обратиться было некуда по этой проблеме, то сейчас это не так. Да, где-то терапия хронической боли еще несовершенна или недоступна в полном объеме, но специалисты по паллиативной медицинской помощи решают эту проблему, а не отворачиваются от страдающих пациентов. А каждый свой выбор будет делать сам.

«Проще всего сказать: давайте сделаем эвтаназию». Монолог русской медсестры из Новой Зеландии, которая помогает умирающим в Москве

В 1990-е годы родители Екатерины эмигрировали в Новую Зеландию и, как шутит сама девушка, вывезли ее с собой в животе. После школы Катя закончила медицинский университет и работает медсестрой в новозеландской больнице. Последние два года девушка приезжает на несколько месяцев волонтером в больницу святителя Алексия в Москве.

— Часто люди переезжают в Новую Зеландию в поисках лучшей, спокойной жизни. Действительно, там мало суматохи. Идешь по улице, навстречу идет человек. Улыбаешься ему, он улыбается в ответ. Казалось бы, идиллия. Но вместе с тем это совершенно другое общество, которое ставит перед христианами сложные вызовы времени.

Отдельная боль — эвтаназия, которую могут узаконить. Мне страшно за несчастных бабушек и дедушек, которые, чувствуя себя обузой, будут соглашаться на эту процедуру. Как только появляется этот, как они говорят, «выбор — жить или не жить», выбор исчезает. Они, я уверена, будут психологически вынуждены его сделать, чтобы не причинять остальным неудобства. Жить в таком «перевернутом» обществе, где убийство человека выдают за помощь, — очень тяжело.

Я, как верующий человек, понимаю, что страдания порой даются для очищения, переосмысления жизни. А страдающий человек посылается другим для дел милосердия. Эвтаназия — просто убийство со стороны медицины. При этом она даже не может точно сказать, умрет человек или нет, лишая его времени на покаяние и причастие. Здесь, в больнице святителя Алексия, много людей первый раз участвуют в таинствах только перед самой смертью. И мирно уходят. Человек действительно может для себя решить, жить ему или умереть, и так, к сожалению, бывает, но нельзя впутывать сюда медицину — она существует для помощи. Я все время говорю: встаньте с дивана и сделайте что-то для людей, чтобы они не так страдали.

Проще всего сказать: «Бабушка страдает, давайте сделаем ей эвтаназию». Нет — пойди к ней, накорми, помой, почитай ей. Да хоть просто поговори, в конце концов — вот это будет милосердие, а не так: отправляй ее на тот свет и живи дальше в своем комфортном мире. А в Новой Зеландии в Фейсбуке есть целые группы «Медсестры за эвтаназию».

Я даже не имеющим отношения к медицине подругам много рассказывала о паллиативной помощи и как она облегчает жизнь больного, не убивая его. Подруги были в шоке — они не подозревали, что такая помощь есть. У людей создается впечатление, что умирающий человек — тотальное страдание. Я стараюсь объяснить, что это не так. У каждого пациента есть свои горести и радости даже в такой жизни. Например, когда человек первый раз после инсульта сам пошел. У него такая радость, которую мы, обычные люди, никогда не испытываем. А с эвтаназией человек просто не дойдет до этой стадии. Но складывается впечатление, что в больницах все плохо, поэтому нужно «облегчить всем страдания».

Прийти к человеку, быть с ним — вот это значит принести ему настоящее облегчение.

Работа в паллиативе с умирающими людьми полностью переворачивает твое сознание. Ты начинаешь смотреть на многие проблемы и вещи с точки зрения Вечности и посмертной ответственности перед Богом. Перестаешь волноваться о каких-то несущественных мелочах вроде нового телефона или модной одежды. Главное — не растерять это состояние, когда возвращаешься обратно. В Москве всегда и везде открыты храмы, где ты можешь получить духовную поддержку, а в Окленде, где я живу, православный храм всего один, и службы там проходят только по воскресеньям и праздникам. Дай Бог русским ценить то, что у них есть.

Ссылка на основную публикацию
Щадящая гинекология вместо удаления матки врачи предлагают новые методы лечения — МК
Причины и характер выделений после удаления матки Удаление матки (гистерэктомия) – это необходимая операция для женщин, имеющих ряд опасных гинекологических...
Шишка в заднем проходе геморрой стадии причины симптомы виды лечение народные методы
Опухоли перианальной области Причины Анальный канал выстлан слизистой оболочкой, покрывающей внутренний сфинктер, включая переходный эпителий и Z-линию. Он располагается между...
Шишка в подмышечной впадине у женщин болит
Увеличение подмышечных лимфоузлов Маммологи Клинического госпиталя на Яузе совместно с другими специалистами нашей клиники установят точную причину увеличения подмышечных лимфоузлов,...
Щадящая диета что это такое, меню в домашних условиях на каждый день и неделю для похудения женщин,
Рацион на неделю: диета «Стол № 5» Диета «Стол № 5» — это лечебный план питания, который входит в комплекс...
Adblock detector