Средство от запоров у новорожденных список разрешенных лекарств

Запоры у детей

  • КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: запор, Нормазе, пребиотики, лактулоза

Согласно данным Международной организации функциональных желудочно-кишечных расстройств (International Foundation for Functional Gastrointestinal Disorders, IFFGD), 3–5% визитов к педиатру обусловлены жалобами на запор [1, 2]. По информации Университета системы здравоохранения Мичигана (University of Michigan Health System, UMHS), запорами страдают от 16 до 37% детей школьного возраста, а по сведениям Британского национального института здоровья и качества медицинской помощи (National Institute for Health and Clinical Excellence, NICE) – от 5 до 30% [3, 4]. Широта диапазона значений частоты запоров обусловлена, с одной стороны, вариабельностью частоты дефекаций в детском возрасте и с другой – использованием различных критериев при установлении диагноза. Более чем у трети детей симптоматика приобретает характер хронического заболевания [4]. У 4% дошкольников и 1–2% детей школьного возраста с запорами наблюдаются энкопрез и каломазание [3]. Отмечается, что нет статистически значимых гендерных и возрастных различий в частоте регистрации запоров в детской популяции. У 95% детей запоры носят характер функционального расстройства при отсутствии каких-либо сопутствующих хронических заболеваний, органических причин или пороков развития. По данным согласительных рекомендаций, опубликованных UMHS, срок между появлением симптомов запора и установлением диагноза составляет от 1 года до 5 лет [3]. Длительный период, предшествующий обращению родителей к врачу и, соответственно, установлению диагноза, предопределяет плохой долгосрочный прогноз с развитием энкопреза и каломазания. Но независимо от того, сопровождается запор какими-либо осложнениями или нет, он является серьезной проблемой для ребенка и его семьи.

Запор – нарушение функции кишечника, проявляющееся увеличением интервалов между дефекациями по сравнению с индивидуальной нормой или в систематически недостаточном опорожнении кишечника [5, 6]. У детей, в отличие от взрослых, большое значение придается увеличению интервалов между дефекациями. При этом во многих публикациях отмечается, что частота стула зависит от возраста ребенка и, соответственно, числа кормлений и может быть весьма вариабельной.

Стандартными диагностическими критериями запоров являются: натуживание, которое занимает более 25% времени дефекации; стул фрагментированный, в небольшом объеме, занимающий более 25% акта дефекации; ощущение неполного опорожнения более чем в 25% актов дефекации; чувство аноректального препятствия (блока) более чем в 25% актов дефекации; мануальные способы облегчения эвакуации содержимого более чем в 25% актов дефекации; менее трех дефекаций в неделю [7].

В отечественной педиатрии наиболее широко известны классификации А.И. Лёнюшкина, где выделяются различные типы запоров, и А.И. Хавкина, в которой учитываются длительность существования запоров, механизмы их развития, стадии течения, а также этиологические и патогенетические признаки [5, 8]. В числе международных согласительных рекомендаций по запорам у детей, опубликованных в последнее время, следует упомянуть рекомендации UMHS (2003), NASPGHAN (2006) и NICE (2010) [3, 4, 9]. В этих документах внимание практикующих врачей обращается на важность учета данных анамнеза и клинического обследования с целью своевременной диагностики врожденных, генетически детерминированных заболеваний, а также пороков развития, одним из проявлений которых могут быть запоры. Первичная оценка состояния больного с хроническим запором предусматривает сбор анамнеза, физикальное обследование, включая тщательный осмотр промежности и перианальной области. Рекомендуется как минимум однократное пальцевое ректальное обследование [9]. При аноректальном обследовании оценивают перианальную чувствительность, тонус анального сфинктера, размеры прямой кишки, количество и консистенцию каловых масс, а также их локализацию в прямой кишке. В согласительных рекомендациях обращается внимание на важность проведения пальцевого ректального обследования детям младше 1 года с идиопатическим запором в случае отсутствия ответа на адекватную медикаментозную терапию в течение 4 недель с целью выявления возможных анатомических нарушений или болезни Гиршпрунга [4]. Всем детям с запорами, равно как всем детям с болями в животе, отставанием в развитии, интермиттирующей диареей, указаниями в семейном анамнезе на рак или полипы кишечника, рекомендован тест на скрытую кровь в кале. Как правило, данные анамнеза и полноценного физикального обследования позволяют решить, нуждается ли ребенок в дальнейших диагностических мероприятиях или запор носит функциональный характер. В случае отсутствия «красных флагов тревоги» (табл. 1) назначается стартовая терапия [3]. При этом обращается внимание на то, что даже стартовая терапия не должна ограничиваться рекомендациями принимать достаточное количество жидкости и волокон [3, 4].

В зарубежных публикациях отмечается, что функциональные запоры у детей носят циклический характер [10, 11, 12]. Если у ребенка предшествующая дефекация была болезненной вследствие, например, плотного характера каловых масс, он, испытывая страх, станет произвольно или непроизвольно подавлять позывы на дефекацию. Это будет приводить к повышению реабсорбции воды в кишечнике, что вызовет еще большее уплотнение каловых масс, в результате образуется патологический замкнутый круг. Непрерывно нарастающее уплотнение каловых масс и постоянное подавление позывов на дефекацию будут обусловливать фекальную задержку и развитие таких осложнений, как дилатация кишечника, каломазание и др. [10].

В случае подозрения на вторичную природу запора и при неэффективности стартовой медикаментозной терапии проводятся дополнительные диагностические мероприятия: определение уровней тиреоидных гормонов и кальция, тесты на целиакию. Во всех зарубежных руководствах по ведению детей с запорами приоритет отдается неинвазивным методам диагностики: исследованию времени кишечного транзита, аноректальной манометрии и др. [3, 4, 9].

Существуют различные варианты функциональных методов обследования (сфинктерометрия, баллонография, манометрия, миография). Сфинктерометрия позволяет определить силу запирательного аппарата. С помощью баллонографического метода исследуется двигательная активность дистальных отделов толстой кишки. Электроманометрия проводится с целью оценки работы сфинктерного аппарата прямой кишки, его деятельности в покое, при произвольных сокращениях и рефлекторных реакциях. Принцип методики заключается в изучении зависимости нарастания внутрикишечного давления от степени увеличения объема раздражающего баллона, введенного в просвет кишки.
В последние годы в практику внедряется современная система изучения двигательных функций толстой кишки на основе компьютеризированной многоканальной манометрии. Электромиография выполняется для изучения биоэлектрических свойств мышечных волокон сфинктерного аппарата.

В диагностике запоров используются и радионуклидные исследования, которые продолжают совершенствоваться и находят все более широкое применение в клинической практике [13, 14, 15, 16]. К таковым относятся электроколосцинтиграфия (исследование транзита содержимого по подвздошной и ободочной кишкам, или радиологический пассаж), сцинтидефекография (исследование эвакуаторной функции прямой кишки) и дефекография [14]. Для определения времени толстокишечного транзита применяются рентген-контрастные маркеры.
В последние годы стало использоваться ультразвуковое исследование (УЗИ) толстой кишки.

Эндоскопическое исследование (ректороманоскопия) у детей с хроническими запорами проводится с целью определения состояния слизистой оболочки толстой кишки. По показаниям выполняется гистологическое исследование биоптатов слизистой оболочки толстой кишки (тест на холинэстеразу при подозрении на болезнь Гиршпрунга).

Дети, страдающие запорами, должны получать полноценное питание, соответствующее возрасту, с большим количеством сырых и вареных овощей (морковь, свекла, тыква, кабачки) и фруктов.

Помимо диеты, большое значение имеет образ жизни. Родители должны способствовать формированию режима дефекации у ребенка: желательно, чтобы он ходил в туалет в одно и то же время суток (лучше утром); в доме должен быть удобный туалет; нельзя допускать, чтобы ребенок испытывал болевые ощущения и отрицательные эмоции в момент опорожнения кишечника. Выработка соответствующих поведенческих навыков и стереотипов включает в себя:

  • тренировку привычки регулярно посещать туалет;
  • документирование каждой дефекации (время, количество, место);
  • правильное «приучение к горшку»;
  • поощрение продуктивного сидения в туалете;
  • родителям не рекомендуют наказывать и стыдить ребенка.

В настоящее время в лечении запоров, в том числе и у детей, используют метод биологической обратной связи (biofeedback), при котором функция органа или системы может быть скорректирована путем постановки определенной задачи и положительного подкрепления при успешном выполнении этой задачи. Медицинские приборы позволяют в доступной для пациента форме вывести информацию о функциях органа или системы, которые невозможно контролировать без специального оборудования. При запорах, вызванных неадекватным сокращением мышц тазового дна во время дефекации, так называемой диссинергией тазового дна, метод биологической обратной связи сравним по эффективности со слабительными препаратами. Проводится мониторирование активности поперечных мышц (с помощью ректального электромиографического датчика) или давления в анальном канале, и информация о правильности выполнения упражнения выводится на компьютер в виде графика (для взрослых) либо в игровом виде (для детей). Возврат пациенту информации о правильности выполнения задачи позволяет ему сознательно корректировать силу и длительность сокращения мышц.

Медикаментозная терапия включает применение слабительных лекарственных средств, регуляторов моторики, а также пре- и пробиотиков, желчегонных препаратов, спазмолитиков. Слабительные средства нередко используются родителями еще до обращения к врачу, в то время как их применение требует дифференцированного и индивидуализированного подхода. В большинстве публикаций отечественных авторов приводится классификация слабительных средств Ю.Б. Белоусова [17].

Одними из весьма популярных в педиатрии являются препараты лактулозы. Лактулоза – синтетический дисахарид, не встречающийся в природе. Она не расщепляется и не всасывается в тонкой кишке, поэтому, достигая толстой кишки, подвергается бактериальному разложению и распадается на короткоцепочечные жирные кислоты (молочную, уксусную, пропионовую и масляную), снижая рН содержимого толстой кишки и стимулируя перистальтику. Разложение лактулозы до короткоцепочечных жирных кислот повышает осмотическое давление в просвете кишки, задерживает воду, увеличивая объем химуса и снижая время его транзита. Лактулоза – питательная среда для сахаролитических бактерий, что оказывает благотворное воздействие на микрофлору кишечника. Нормазе® – слабительный препарат с пребиотическим эффектом, основной составляющей которого является лактулоза, достаточно широко используется в педиатрической практике. Данные исследований эффективности Нормазе® при лечении запоров у детей свидетельствуют о ее положительном влиянии на моторно-эвакуаторную функцию и микробиоценоз толстой кишки [18–21]. Для получения пребиотического эффекта показано назначение Нормазе® в дозах 2,5–5 мл 2 раза в сутки (для детей от 1 до 6 лет) и 5–10 мл 2 раза в сутки (детям старше 6 лет) сроком не менее
1 месяца [22]. Препараты лактулозы могут использоваться у детей, начиная с грудного возраста. Доза подбирается индивидуально, начиная с 5 мл сиропа.

Читайте также:  Эспумизан инструкция по применению взрослым, новорожденным

Таким, образом, своевременное начало терапии, а также ее регулярное проведение позволяют улучшить прогноз и предупредить развитие осложнений.

Памятка при запорах у детей.

Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме не решает большинства проблем. Нарушения функционального состояния толстой кишки или запор довольное распространенное заболевание в детском возрасте. В медицинской литературе в последние годы оно получило название «Синдром раздраженного кишечника». Запор встречается у детей самого разного возраста, но особенно часто у младших школьников и ребят, посещающих детские дошкольные учреждения. В большинстве случаев это заболевание не всегда приносит болезненные ощущения ребенку, посему этой патологии уделяется явно недостаточное внимание. Родители довольно поздно узнают об этом заболевании у ребенка, тем более, если ребенок стеснительный, скрытный.

Лечение запоров — длительная, напряженная и не всегда благодарная задача, только чисто медицинский подход к этой проблеме не решает большинства проблем. Дети с хроническими запорами становятся вялыми, раздражительными, пугливыми, быстро снижается их успеваемость в школе. Многие дети из страха болезненных ощущений при акте дефекации замыкаются, самостоятельно подавляют естественные позывы, тем самым усугубляя течение заболевания, образуется так называемый «порочный круг».

Таким образом, хронические функциональные запоры у детей, посещающих детские дошкольные учреждения и школу, приобретают социальную значимость; поэтому педиатры практически всегда надеются на помощь и поддержку в реабилитации детей именно родителей. Только родительский уход и доброжелательная обстановка помогают получить стойкие результаты.

Запорами называется ненормальная работа толстой кишки, которая проявляется редкими дефекациями у ребенка (реже одного раза в два дня) или их полным отсутствием в течение длительного времени (что весьма часто встречается), затрудненным и болезненным актом дефекации, малым количеством стула (сухого и твердого характера), отсутствием физиологического чувства полного опорожнения кишечника.

Толстая кишка человека является местом формирования каловых масс, она имеет приблизительно П-образную форму. Длина всей толстой кишки у ребенка старше 3 лет составляет в среднем 1-1,5 метра. Каловые массы формируются из непереваренных и неосвоенных остатков пищевых масс. Это происходит путем частичного их обезвоживания и различных видов перистальтических движений кишки, формирующих и продвигающих каловые массы к выходу. Значительная часть каловых масс составляет огромное количество микробных тел. По данным микробиологов, в 1 грамме кала здорового человека обнаруживается от 30 до 40 миллиардов микроорганизмов.

Причины запоров многообразны. Мы, педиатры, считаем, что запоры, прежде всего, связаны с нерациональным питанием или так называемым алиментарным фактором. Причиной хронических запоров является дефицит в рационе питания грубоволокнистой растительной клетчатки как одного из главных стимуляторов кишечной перистальтики (овощи, фрукты, грубые сорта хлеба, серые сорта круп и др.), а также употребление в пищу высококалорийной, рафинированной пищи. В результате подобного питания в толстой кишке образуется малое количество обезвоженных фекальных масс, нарушается их продвижение по кишечнику. Было замечено, что дефицит воды в каловых массах приводит к значительной задержке продвижения кала по кишечнику. Это особенно отчетливо проявляется в зимне-весеннее время года, когда заметно сокращается потребление в пищу как свежих, так и заготовленных овощей и фруктов.

Вторым важным моментом формирования функциональных запоров считается малоподвижный образ жизни, исключающий полноценные нагрузки на мышцы передней брюшной стенки, а последние играют важную роль в потенцировании кишечных движений. Предрасполагающими факторами к возникновению хронических запоров у детей являются также врожденные аномалии толстой кишки такие, как долихосигма (удлинение сигмовидного отдела толстой кишки) и долихоколон (удлинение всей кишки). К появлению запоров могут привести кишечные паразиты (аскариды, власоглав, бычий или свиной цепень). Простейшие микроорганизмы (лямблии) редко вызывают задержку стула в детском возрасте.

В регулировании двигательной функции толстой кишки важную роль играет состояние нервной системы ребенка. Различные стрессовые ситуации, психические, эмоциональные и физические перегрузки, неблагоприятные семейные и школьные отношения между детьми и взрослыми отрицательно влияют на общее состояние нервной системы ребенка, что в свою очередь приводит к расстройствам двигательной функции толстой кишки. Устранение стрессовых ситуаций, нормализация психологической обстановки в семье и в школе, а в некоторых случаях и помощь психоневролога, оказывают благоприятное влияние на лечение заболевания.

Длительная задержка каловых масс ребенка приводит к всасыванию продуктов гниения и брожения из кишечника в кровь, что оказывает отрицательное воздействие на весь организм ребенка (токсический эффект). Дети жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, у них снижается аппетит, нарушается сон. Дети становятся раздражительными, плаксивыми и порой «неуправляемыми». При отсутствии стула в течение нескольких дней у него могут появиться резкие боли в животе, рвота, повышение температуры тела.

Очень часто плотные каловые массы, подолгу скапливаясь в конечном отделе толстой кишки, при попытке опорожнения растягивают задний проход. Это может привести к образованию трещин. Трещины всегда сопровождаются острой болью в заднем проходе во время опорожнения и после него. Ребенок боится этих болевых ощущений и старается избежать попыток опорожнить кишечник, что ведет к еще большему уплотнению кала.

В запущенных случаях, при длительном отсутствии стула, в результате возрастающего внутрикишечного давления может появиться такое неприятное состояние, как каломазание, то есть самопроизвольное подтекание каловых масс через задний проход. Последствия данного состояния ясны. Ребенок становится объектом шуток, а в ряде случаев и более агрессивных действий со стороны сверстников. Психическое состояние больного находится на грани краха, дети отказываются ходить в детский сад или школу, чувство страха превышает все разумные рамки.
Хронический запор у ребенка может появиться и тогда, когда у ребенка теряется привычка к опорожнению кишечника в одно и то же время (обычно в утренние часы). Тут часто виноваты родители, которые мало обращают внимания на жизнь своего ребенка, не приучают с раннего детства к дефекации в определенное время.
Кстати замечено, что некоторые педагоги в детском саду или школе по странным, порой неописуемым причинам, не позволяют маленьким детям выходить во время занятий в туалет. Такое неграмотное поведение учителя приводит к тому, что дети сознательно подавляют позыв на дефекацию во время занятий в школе. Этот вредный рефлекс достаточно легко закрепляется и вызывает хронический запор.
Подобному явлению способствуют непривычная для ребенка окружающая обстановка, впервые начавшего посещать детский сад или школу: общественный туалет с присутствием большого количества посторонних людей разного возраста. Особенно это неблагоприятно сказывается на застенчивых, стеснительных детях, особенно мальчиках, воспитанных в строжайших пуританских принципах.

Что следует предпринять родителям, если у ребенка появился хронический запор?

Главное не заниматься самолечением, а сразу же обратиться за консультацией к специалисту — гастроэнтерологу. Детям обязательно следует провести необходимое обследование.

Организация рационального питания — основа излечения. Родители в большинстве случаев считают пищевые рекомендации малозначимыми, требуя назначения новейших препаратов, способных ликвидировать запор в течение нескольких дней. Следует сказать сразу: таких препаратов не существует! Поскольку расстройства двигательной функции толстой кишки в подавляющем большинстве случаев связаны именно с нарушениями питания в семье, организация пищеварительного рациона — главнейшая задача лечения.

Следует изменить рацион питания ребенка таким образом, чтобы в нем было больше овощей, содержащих грубую растительную клетчатку и пектины, т.е. компоненты, стимулирующие моторику кишки. Это свежая морковь, свекла, цветная и брюссельская капуста, тыква, кабачки, патиссоны, сливы, бахчевые культуры. В огурцах, помидорах, яблоках клетчатки недостаточно.

Овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде (свежем или после термической обработки). Во время обеда больным детям овощи следует предлагать в виде салатов, винегретов, пюре, заправляя их для повышения вкусовых качеств растительным маслом. Жирные сорта майонеза и сметану лучше не использовать, так как жиры тормозят работу кишечника. Сметану можно добавлять в овощной или крупяной суп.

Читайте также:  Полным ходом как распознать и вылечить болезни ног Нижегородская правда

Особое значение педиатры придают систематическому приему пшеничных отрубей. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств. Это ценное природное средство, получаемое при перемалывании зерна и обладающее целым рядом полезных свойств:
— отруби являются одним из мощных стимуляторов кишечной перистальтики;
— в них содержится значительное количество витаминов группы В, оказывающих благоприятное воздействие на все органы и системы человеческого организма, а особенно центральную нервную систему;
— отруби способствуют выведению из организма токсинов, аллергенов, их применение целесообразно в комплексном лечении многочисленных аллергических заболеваний;
— отруби выводят из организма избыток холестерина и тем самым способствуют предупреждению атеросклероза.
Пшеничные отруби могут применяться в любом виде. Чаще мы рекомендуем использовать пшеничные отруби таким образом.

Приобретенный продукт (обычно продается на мелькомбинатах и в аптеках) разложите тонким слоем (1-1,5 см) на металлическом поддоне и прокалите в духовом шкафу при температуре 100-150 С в течение 10-15 минут. После остывания отруби переложите в герметично закупоренную банку, так как продукт гигроскопичен. Три-пять столовых ложек отрубей, т.е. то количество, которое потребуется на день, залейте 1/2 стакана крутого кипятка и выдержите 15-20 минут. При этом образуется густоватая светло-серая или светло-коричневая масса.
На вкус отруби совершенно безвкусный продукт, и дети в большинстве случаев решительно отказываются от приема их в натуральном виде. Для улучшения вкусовых качеств разовую дозу отрубей (обычно начиная с 1 чайн. л. 3 раза в день, постепенно доводя до 3-10 стол. л. в сутки, в зависимости от степени задержки стула) добавьте к 1/2 стакана фруктового или овощного сока, к стакану кисломолочного продукта, в кашу, суп, гарнир. Длительность приема отрубей не ограничена и может исчисляться годами без всякого вреда для организма.
Ежедневно в питании должны быть кисломолочные продукты (простокваша, ряженка, варенец, одно- или двухдневный кефир и др.), их лучше употреблять утром натощак и на ночь. Кисломолочные продукты могут быть обогащены бифидум-флорой.

Первые блюда в рационе питания обязательны, супы преимущественно овощные или из серых круп (гречка). Мясо лучше употреблять сваренным куском. Хлеб серых и черных сортов, с отрубями, вчерашней выпечки. Свежие булочки и пирожные при запорах противопоказаны.
При наличии запоров нужно исключить продукты, повышающие газообразование в кишечнике: цельное молоко, сладкие блюда, бобовые.

Для нормальной работы всей мускулатуры и кишечной, в частности, необходимо употреблять продукты, содержащие калий. Это печёный картофель, сухофрукты, курага, чернослив, инжир, компот из них. Родители могут поступать следующим образом: 10-20 ягод чернослива или кураги (или все вместе) накануне вечером залить кипятком, утром порцию разделить на 3 части и дать ребенку в школу, где он с удовольствием съест эти ягоды. А вечером дома ребенок выпьет полученный настой от ягод.
В качестве десерта мы рекомендуем давать детям с хроническим запором смесь хорошо промытых, распаренных кипятком и хорошо «разошедшихся» сухофруктов:
чернослив — 1 весовая часть,
инжир — 1 весовая часть,
курага — 1 весовая часть,
грецкие орехи (сердцевина) — 1 весовая часть.

Продукты смешиваются в равных количествах, нарезают мелко ножом из нержавеющей стали, добавляется 1-1,5 весовой части меда, вся смесь вновь перемешивается, раскладывается в банку и стерилизуется при 80 С 15 минут. Доза обычно составляет 1-2 чайн. л. 3 раза в день после приема пищи. Следует помнить, что такая смесь может вызвать аллергические реакции у детей с предрасположенностью к подобным реакциям.
Важно, чтобы в течение суток ребенок употреблял большее количество жидкости: не менее 4-5 стаканов в день в виде чая, компотов, бульона, соков, воды и т.д., а также прием прохладных напитков утром натощак (100-200 мл). Газированные напитки исключаются.

Режим дня при запорах.

Несмотря на значительную роль диеты, она может не дать эффекта, если у ребенка не выработана привычка опорожнять кишечник в определенное время, лучше утром (6-9 часов). Такую привычку следует вырабатывать и закреплять. Для этого сразу после подъема утром ребенок натощак выпивает 0,5-1 стакан холодной воды или овощного сока.

Если позыв на стул есть, то больной максимально опорожняет кишечник. Если позыва на дефекацию нет, следует вначале прибегнуть к физической зарядке, завтраку и через некоторое время направиться в туалет. Принимается поза на корточках, с поджатыми к животу ногами. Акту дефекации помогает самомассаж живота руками, ритмичное втягивание заднего прохода, надавливание между копчиком и анусом. Ребенку должны быть созданы соответствующие условия. Если ребенок маленький, то его лучше высаживать не на унитаз, а на горшок (предварительно чисто вымытый и согретый несколько выше температуры тела). Восстановление акта дефекации — длительная задача, и она должна решаться родителями и взрослыми, контактирующими непосредственно с ребенком, упорно, без эмоциональных всплесков.

Физическая нагрузка при запорах у ребенка.

При хронических запорах необходима ежедневная дозированная физическая нагрузка — прогулки пешком, утренняя гимнастика, подвижные игры, катание на лыжах, коньках, плавание. Во время занятий в школе, на уроках непременно следует проводить физкультурные паузы. Большинство упражнений должно быть направлено на стимулирование мышц передней брюшной стенки. Мы предлагаем комплекс специальных упражнений.

  1. Свободное проветривание комнаты. Ходьба на месте 30 сек
    2. И. п. (исходное положение): сидя на стуле, руки к плечам. Поднять руки вверх, наклонить туловище назад — вдох. Руки к плечам, туловище слегка наклонить вперед — выдох 2 — 8 раз
    3. И. п.: сидя на стуле. Разведение рук в стороны — вдох. Поднять правую ногу, согнутую в колене, прижать к животу — выдох. Тоже с левой ногой 2 — 8 раз
    4. И. п.: сидя на стуле. Поочередное подтягивание вверх и отведение в сторону прямой ноги 2 — 8 раз
    5. И. п.: стоя. Глубокое дыхание 2 — 4 раза
    6. И. п.: сидя на стуле, упор руками сзади, ноги согнуты. Разведение ног в стороны 4 — 8 раз
    7. И. п.: стоя, руки в стороны. Отведение ноги вперед, в сторону, назад, поочередно то правой, то левой 2 — 8 раз
    8. И. п.: стоя, руки на поясе. Полуприседание с отведенными назад руками 2 — 6 раз

Для маленьких детей физические упражнения должны проводиться в виде игры. Например, мы рекомендуем такое упражнение. Рассыпьте на полу 20-30 штук мелких игрушек и попросите ребенка собрать все игрушки, нагнувшись за каждой из положения стоя. Такое «упражнение» следует повторять в течение дня 2-3 раза.

Кроме описанных процедур, врач выпишет ребенку некоторые лекарственные средства. Принимать их следует строго в том объеме, который рекомендует специалист. Не занимайтесь самолечением и не пользуйтесь слабительными средствами без рецепта врача. Только правильное и последовательное выполнение наших рекомендаций поможет избавиться детям от хронических заболеваний. И дети будут радовать вас веселым смехом, отличными успехами в школе, прекрасным аппетитом и отменным здоровьем.

Запор у грудничка при ГВ. Читать ВСЕМ!

Спасибо Svetlana (karafiatka) за наводку!

Оч познавательно и ценно для меня, может и вам пригодится и поможет.

«По следам разговора в ЖЖ, покопалась в инете и выкладываю что нашла.
Всё приведённое ниже относится к детям на полном ГВ без докормов смесью или другого прикорма до 6 мес.
«Стул грудничков – один из проблемных моментов для многих мам. В середине 20-го столетия, когда кормление искусственными смесями стало более распространенным, чем кормление грудью, возник новый стереотип «нормального» опорожнения кишечника. Дети, которые кормятся смесью, какают иначе, чем груднички: стул «искусственников» относительно нечастый, выходит сформированным и дурно пахнет, напоминая стул взрослых людей. В то время как стул от грудного молока в первые 6 недель жизни обычно жидкий и частый, а в дальнейшем, наоборот, может быть нормальной консистенции, но с задержками. При этом нередко люди, не знающие, что это вполне нормально для грудничков, начинают лечить кроху либо от поноса, либо от запора…

Для ребенка в возрасте до 6 недель нормальным является опорожнять кишечник несколько раз в день, понемногу, массой желтого или горчичного цвета, без неприятного запаха. Стул при этом вполне может иметь неоднородную консистенцию, или творожистые включения, или – спустя некоторое время, если мама долго не убирает пеленку или памперс – можно заметить, что желтый стул зеленеет, это происходит вполне естественный процесс окисления. Все это признаки, которые характерны для здорового грудного ребенка! Признаки, которые могут заставить маму насторожиться :

  • слишком частый водянистый стул — от 12 до 16 опорожнений кишечника в сутки, с сильным запахом указывает на то, что у ребенка действительно диарея (понос). Нужно обязательно посоветоваться с врачом, при этом очень желательно продолжать кормление грудью, потому что материнское молоко лучше всего восполняет дефицит необходимых малышу веществ.
  • частый стул (8-12 раз в сутки), который бывает зеленым и водянистым, нередко вызывается чувствительностью к продуктам или лечению ребенка или мамы; нередко такую реакцию вызывает белок коровьего молока.
Читайте также:  Информация о вакцинации Лужская межрайонная больница

Зеленый, водянистый стул с пеной – как правило, признак так называемого дисбаланса переднего-заднего молока, который врачи любят называть «лактазной недостаточностью». Истинная лактазная недостаточность встречается сравнительно редко, и в подавляющем большинстве случаев это состояние малыша можно скорректировать, давая опорожнять каждую грудь до конца, прежде чем перекладывать к следующей. В этом случае малыш получит большую порцию жирного «заднего» молока, которое содержит мало лактозы (в отличие от богатой ею «передней» порции) и потому легче переваривается. Уточнение, чтобы не путаться в терминах: лактоза – это молочный сахар, содержащийся в грудном молоке, а лактаза – фермент, который требуется для расщепления лактозы. Запасы лактазы в организме малыша сравнительно невелики, и если он получает много «переднего» молока, то лактазы не хватает для его нормального усвоения, поэтому малыша мучают газики, а стул приобретает характерный вид. Другая проблема, которая часто возникает после 5-6 недель жизни ребенка – относительно редкое опорожнение кишечника, которое часто ошибочно считают запором и начинают малыша активно лечить. В этом возрасте молоко окончательно становится зрелым и из него уходит слабящий молозивный компонент, в связи с чем большинство детей и начинает какать реже. Сам по себе редкий стул — не повод для беспокойства, просто организм ребёнка выясняет, сколько он может в себе накопить, прежде чем покакать. Если процессу не мешать — ребёнок может не какать даже до 7 дней один или два раза, после чего восстановится обычная частота. Если же постоянно вмешиваться, заставляя кишечник опорожняться, когда он еще не готов — запоры станут привычными. НО: Действительно, ребёнок может не какать до недели, и мама может не беспокоиться при существенном условии: ребёнок ТОЖЕ не беспокоится! Если ребёнка это очевидно напрягает, маме, конечно, не стоит надеяться, что все «образуется само».»

«Запор у ребенка на грудном вскармливании, это твердый сухой сформированный стул, так называемые «козьи шарики», которые очень мучительны для ребенка.
Консистенцию же НОРМАЛЬНОГО кала даже при его относительно редком появлении запором считать нельзя .Это лишь физиологические особенности данного конкретного организма, как цвет глаз , угол курносости носа или форма ногтей. Мы же не будем организм лечить за то, что курносость не совпадает со «средним углом».
Почему же появляется такой физиологически редкий стул ( «не запор») у грудничка ?

Для позывов к дефекации маленькому человечку нужно испытать цепь определенных ощущений. Самое главное из которых — давления кала на кишечник , именно степень давления формирует навык расслаблять сфинктеры в ответ на напряжение, а не сокращать их. Молодой до конца несформировавшийся кишечник ещё только учится реагировать на любые внешние изменения , мягко и не стрессово на данном этапе его формирования в этом помогает ему грудное молоко – единственый нативный и адаптированый продукт. Как и любой ученик , кишечник проходит ряд тестов или даже самотестов. Поэтому кал грудничка первого полугодия неоднороден – то густо, то жидко, то часто . то редко. И наши взрослые мерки к столь юному ученику неприемлимы , взрослый кишечник очень сильно отличается от кишечника грудничка.
Главный показатель при таком редком стуле – это самочувствие ребёнка и отхождение у него газов, самый опасный признак при запоре – это отсутствие газов , тогда можно опасаться за проходимость кишечника , если же малыш «пукает, как пулемёт» — значит проходимость отличная . Если и консистенция кала после дефекации нормальная, без «шариков» – то проблемы у ребёнка нет.
Кишечник просто в состоянии теста степени давления кала внутри на стенки кишечника для оптимальной дефекации, после завершения такого теста организмом будет выбран какой- либо определённый срок для дефекациии. Срок этот будет установлен до . следующего теста, после чего всё опять кардинально поменяется.
То есть главное объективно оценить состояние ребёнка , смотреть на отхождение газов , а не на календарь.

И всё-таки так странно и страшно, когда стул не регулярен и молодым родителям так хочется чем-то озаботиться. Что же можно сделать чтобы организм быстрее «протестировался», а родители увидели бы вожделенную какашечку и при этот не навредить ребёнку и не прибегать к лекарствам.

Обычно советуют:
1. Дайте дополнительно жидкости.

Но ведь проблема не в консистенции кала. Кал внутри мягкий, дополнительная жидкость делает его вообще жидким и . отодвигает срок естественной дефекации.В итоге требуется дополнительная механическая стимуляция (ватной палочкой в масле, градусником) , но чаще оказывается, что из-за дополнительной жидкости и удлиннённого срока «передняя» часть кала сформормировалась в плотную твердую «пробочку», а «выше» очень жидкий водянистый стул. Выкакать «пробочку» очень больно и неприятно малышу.
То есть, в случае физиологического редкого стула, допаивания любой жидкостью могут ухудшить ситуацию.

2. Еще «бывалые» могут посоветовать дать капельку сока ребенку.
Здесь нужно учесть , что сок очень большой раздражитель с высоким фактором кислотности. Полное отсутствие клетчатки, но зато убийственная углеводная среда, за счет сахаров. Кишечник ребенка ещё просто не может переварить подобное , для переваривания сока нужны дополнительные ферменты, которые не производит поджелудочная железа ребенка в грудничковом возрасте. И оказывается в кишечнике лежит раздражающий продукт – сахара из сока. До определённого возраста слизистая грудничка очень проницательна и чувствительна , через ее стенки малекулы проникают в кровь, и сахара начинают сильно раздражать слизистую, организм получает сигнал, как можно быстрее избавится от агрессоров, поджелудочная старается формировать ферменты для ращепления углеводов сока. Кишечник собирает в себя дополнительную жидкость для частичной нейтрализации агрессивных сахаров и начинает сокращаться, выводя раздражитель. Внешне – достаточно быстро после вливания сока у ребенка может быть стул. Но ценой огромного стресса поджелудочной, слизистой и организма в целом. При этом вымываются и нужные минералы и витамины из организма, ребёнок теряет очень много жидкости. Углеводная состовляющая сосдаёт в кишечнике идеальную среду для размножения патогенной и условнопатогенной флоры ( кандида, стаффилококк), поэтому после соовливаний так часты молочницы во рту ребёнка.
Сок – это один из самых жестоких методов воздействия на организм грудничка.

3 Сделать клизму.
Жидкость создаст дополнительное давление, то самое, которое ждал кишечник и раньше физиологической готовности организма будет стул. «Самотест» организма сбит. Дефекация была вызвана механическим стимулятором, сокращением кишечника, но ведь ребенку самому нужно научиться расслабляться. Думаю все слышали рассказы от двух-трехлетках, имеющих проблемы со стулом. Часто (не всегда) это детки, которые были либо на искусственном вскармливании, либо период «обучения» на безопасном стуле от грудного молока прошли на фоне стимуляции дефекации.

Так что же делать? Ничего. Ждать. Если ребёнок ведёт себя ,как обычно и хорошо пукает , то значит это очередной « тест».
Но если ребенок будет тужится, краснеть, газы не отходят, живот твердый, при пальпации ребенок плачет – это дело совсем другое. Тут обязательно нужно помочь.

Первым шагом будет массаж животика. Массаж по часовой стрелке, полной ладонью. Или упражнения типа «велосипед».

Теплая ванна – кому только она не помогает расслабится . Мама и малыш погружаются в тёплую градусов 37 воду, кормятся прямо в воде грудью, потом быстро вылезают, мама или папа растерают ручки , ножки и животик с детским маслом, потом можно молыша положить полежать на мамином животике расслабленно, стоит помнить, что легче какать лежа на животике или боку, чем на спине, либо мама может покормить в позе высаживания ( так чтобы попка была провисая и ребёнок находился бы почти вертикально) и в 80% можно ждать « вожделенную какашку».

Очень хорошо подержать ребенка, жалующегося на животик, над раковиной под коленками, смазав область ануса детским маслицем. Поза как при высаживании.

Лишь когда эти способы не помогли – можно воспользоваться первым шагом механической стимуляции. Взять гигиеническую палочку, градусник, кончик обильно смазать вазелином или детским маслом и чуть-чуть ввести в попу. Не больше сантиметра! Именно ввести и немного покрутить. Убрать. Надеть подгузник и положить маме на живот, животик к животику. Либо прижать в позе на спине коленки к животу.

и только если и это не помогло , то следующий шаг – глицириновая свечка.
Но как правило на первом шаге уже все получается.

Назначение любого лечения хочется выделить, родителям стоит проанализировать- что они лечат- состояние ребенка или анализ? Назначает ли вам врач бифидобактерии? Есть ли корреляция с началом приема и началом задержек стула? Вас предупредили что бактериопрепараты содержащие бифидокульуры воздействуют на стул и могут быть причиной хронических запоров, которые уже будут именно запорами, а не физиологическими реакциями. Всегда очень внимательно следите за стулом ребёнка в момент применения любых медикаментов . «

Ссылка на основную публикацию
Средство для похудения из индии
Лучшие таблетки для похудения От лишнего веса страдает более 30 % населения России. Решить проблему не всегда возможно путем диеты...
Средства для полоскания десен — сода, фурацилин, ромашка и другое в статье журнала Startsmile
LiveInternetLiveInternet Регистрация Вход -Фотоальбом Все (244) -Цитатник Все (248) ЭФФЕКТНАЯ АЖУРНАЯ ЮБКА В ПОЛ КРЮЧКОМ! Смотрится эффектно! Необычно! Да, и...
Средства для снижения аппетита эффективные в аптеках
maurer таблетки для похудения Отзывы maurer таблетки для похудения Действует комплексно, точечно сжигая жир сначала в наиболее труднодоступных местах. Именно...
Средство дулучшения мозгового кровообращения Герофарм Кортексин — «Уколы Кортексина ребенку в 2,7 го
Кортексин 10мг (22мг) 10 шт. лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения фермент фирма Дозировка: 10 мг Фасовка: N10 Форма...
Adblock detector